Три-четыре раза в год Смольный объявляет прием заявок на гранты средствам массовой информации. Деньги выделяются на создание теле- или радиопрограммы, серии публикаций, предложенных СМИ.
Очередное такое объявление появилось на сайте городской администрации в начале августа. Теоретически поучаствовать в конкурсе может любое издание. Во втором квартале нынешнего года, к примеру, в Комитет по печати поступило 72 заявки от 39 организаций. (В основном это проекты из социальной сферы, ЖКХ, спорта, культуры.)
На практике же бюджет ограничен и деньги получают далеко не все. "Поддержано 32 проекта от 23 организаций на общую сумму 40 788 292,02 рублей", - сообщили в Комитете по печати по итогам рассмотрения заявок во втором квартале 2018 года.
Кому достаются гранты
Логичным кажется выдавать гранты маленьким и новым СМИ — чтобы те развивались и обеспечивали плюрализм мнений, точек зрения в информационном поле. Однако распределители субсидий руководствуются, кажется, иными соображениями.
За последние три года (2015, 2016 и 2017) и первые два квартала 2018-го деньги из городской казны уходили практически одним и тем же СМИ. Причем зачастую тем, которые и так существуют на бюджетные деньги.
Бесспорным лидером за указанный период стал "Телеканал Санкт-Петербург" с результатом 38,7 млн рублей.
В частности, 1,5 млн из этой суммы в нынешнем году пошли на телесюжеты о "Книжных аллеях". Аналогичные суммы ежегодно выделяются на исторические эфиры про блокаду, морские сражения и так далее. Изредка — на спортивную тематику.
На втором месте — "Фонтанка" и аффилированные с ней издания, получившие из бюджетной кормушки 19,7 млн рублей.
В 2018-м эти деньги пошли, к примеру, на материалы для рубрик "Афиша", "ЖКХ" и, конечно, на серию публикаций о матчах ЧМ-2018 в Петербурге. Это 1 млн, 990 тыс. и 500 тыс. соответственно.
Еще в этом году (а также неоднократно в прошлом) Смольный выделял деньги на проект "Доброе дело", в рамках которого издание рассказывает о тех, кто нуждается в помощи. И со своих электронных страниц призывает горожан нуждающимся помочь. (Грант на 1 млн рублей в первом квартале 2018-го.)
Замыкает тройку лидеров по объемам полученных грантов "Раград" (издание Питер.TV), которому за три с половиной года выдали 13,9 млн рублей грантов. Значимая часть этой суммы пошла на проведение онлайн-трансляций с продвигаемых Смольным спортивных соревнований, в том числе по мини-футболу, и прочих мероприятий.
Картина складывается неоднозначная — одно бюджетное СМИ получает грантов практически столько же, сколько два частных. Но и это еще не все странности.
Кому грантов не хватает
Если уж петербургские чиновники готовы поддерживать частные издания, почему — именно гигантов, которые и так вполне себе неплохо живут? Почему, скажем, "Теледом" за три с половиной года получил всего 12,5 млн рублей, из которых 10 млн — во втором квартале 2018-го и 2,5 млн — в 2016-м? (Непосредственно реализацией проекта для "Теледома" на полученные деньги занималось ООО "ПМГ" - прим.)
Деньги, в частности, выделены на проекты "Круг вопросов. Петербург - территория согласия" и "Ситуация i". В отличие от размытых "ЖКХ" или "Афиш" эти проекты нацелены на решение вполне конкретных задач, как, к примеру, парковка на газонах и противостояние между автовладельцами и пешеходами.
Или "Эксперт Северо-Запад", которому за весь период досталось только 2,5 млн рублей, в том числе — на проект "Районы Северной Столицы – Точки роста". Сумма не очень-то большая, но странно все-таки тратить ее на умирающие издание. (Количество выпущенных журналов "Эксперт С-З" упало вдвое, с восьми номеров за первую половину 2017-го до четырех за тот же период 2018-го. )
Медиахолдинг Алексея Разоренова (Новая Газета в Петербурге, ЗАКС.РУ, Лениздат) получил заметно меньше — всего 1,9 млн рублей. Оно, впрочем, и понятно. Городским чиновникам не хочется давать деньги на то, как пишут об их нарушениях или даже преступлениях (проект ЗАКС.РУ "Муниципал коррупция"), но без этого никак.
Наконец, популярный в свое время молодежный журнал "Пять углов". Несколько лет назад это СМИ отказалось, судя по всему — из-за финансовых трудностей, от печатной версии, оставив только сайт. Но — всего 1,6 млн рублей грантов за три с половиной года.
Эти небольшие, в общем-то, деньги тратятся на важные для подрастающего поколения проекты вроде "Атласа перспективных проектов" и другие, которые помогают молодежи в учебе и выборе профессии.
Впрочем, есть в Петербурге небольшие и малоизвестные СМИ, которые, тем не менее, умудряются получать вполне ощутимую поддержку от Смольного. В том числе — журнал "Русский инвалид" с 6,5 млн рублей или газета "Фрунзенский район" с 1,3 млн. А вот "Кронштадтский вестник" в Смольном, похоже, не очень жалуют. Всего 700 тысяч за три с половиной года.
Здесь гранты выделяются не на серии публикаций, а на выпуск изданий в целом.
Очевидно, что система распределения грантов в своем нынешнем виде работает не совсем верно. Разумно было бы во время очередной раздачи денег скорректировать ее — в том смысле, чтобы, как минимум, средства разделялись между изданиями равномерно. А в идеале — чтобы основная их часть шла на по-настоящему важные и уникальные проекты.
Кому нужны гранты
Примеры таких проектов легко найти, понаблюдав за городскими активистами. В сфере экологии — это, к примеру, пропаганда раздельного сбора мусора и, конечно, сохранение парков и скверов.
Найдутся темы и по части градозащиты. Неплохо бы выделить грант, скажем, на тему организации дорожного движения — не просто так же активисты предлагают сделать пешеходным Невский проспект.
Или — на налаживание отношений между градозащитниками и застройщиками. А есть еще тема граффити, точнее — борьбы некоторых граждан с этим явлением.
Можно написать не один десяток журналистских материалов о зоозащитниках и проблеме бездомных животных. О здоровом образе жизни и велосипедизации — велодорожки-то пустуют...
"Очень мало детства, например. Детская печать практически не поддерживается. Никогда грантом не поддержат какую-то проблемную тему, которая будет критиковать власть. А зря, надо это поддерживать", - считает Марина Шишкина, экс-депутат ЗакСа и бывший декан факультета журналистики СПбГУ (исключена из состава Комиссии по предоставлению грантов Санкт-Петербурга в сфере СМИ постановлением правительства Санкт-Петербурга от 17 февраля 2017 года).
Вместе с тем она отметила, что относится к системе грантов в целом неоднозначно. "К государственной поддержке СМИ отношусь неоднозначно. Считаю, что СМИ должны существовать как бизнес", - уточнила собеседница "Мойки78".
Ее коллега депутат Максим Резник (член конкурсной комиссии по предоставлению грантов Санкт-Петербурга в сфере СМИ) подчеркнул, что Смольный выделяет СМИ деньги налогоплательщиков, и они, то есть — жители города, наверняка хотели бы видеть в петербургских изданиях больше независимых расследований.
"Я бы хотел читать [журналистские материалы] на темы, которые максимально неудобны Смольному и правительству Санкт-Петербурга, [на темы], которые бы били не в бровь, а в глаз", заявил в беседе с "Мойкой78" депутат Алексей Ковалев.
Он отметил, что в городе следует больше писать таких материалов, которые бы разоблачали нарушения петербургских чиновников. "Я, как депутат, вижу, что исполнительная власть ведет себя просто непристойно", - сказал Алексей Ковалев.
Вместе с тем все опрошенные "Мойкой78" народные избранники согласились, что конкурсная комиссия по предоставлению грантов Санкт-Петербурга в сфере СМИ, председателем которой является глава Комитета по печати Сергей Серезлеев, вряд ли выделит хоть один грант на неудобную для себя тему.
Как и почему сложилась такая ситуация в петербургской медиасреде, по какому принципу отбирают получателей грантов, "Мойка78" попросила рассказать Сергея Серезлеева. Ответ на запрос из его ведомства пока что не поступил.
Справка: непосредственно распределением грантов занимается конкурсная комиссия, где председательствует Сергей Серезлеев. В некоторых случаях субсидии предоставляются не средствам массовой информации напрямую, а организациям, которые готовят материалы для этих СМИ.
Никодим Казаков
Источник: Мойка78