Первую часть 282-й статьи надо перевести из УК в КоАПи подредактировать: убрать про «унижение достоинства» (для этого есть статья об оскорблении) и «социальные группы». Потому что «социальной группой» можно назвать кого угодно — атомщиков, «ватников», депутатов Госдумы.
«Оскорбление чувств верующих» тоже нужно переместить из УК в КоАП. Наказывать за демонстрацию запрещенной символики можно только в том случае, если это делается в целях пропаганды — надо это прописать прямо в статье.
Не надо наказывать за проступки, если человек совершил их давно — например, за посты, которым уже несколько лет.
Дела о публичных призывах к экстремизму и сепаратизму нужно забрать из ведения ФСБ и передать в Следственный комитет. Нельзя, чтобы любой прокурор мог просить суд признать материал экстремистским — этим должна заниматься только Генпрокуратура. Суды не могут рассматривать такие дела без ответчика. И они не должны признавать организации экстремистскими в закрытом режиме и не пригласив ее представителя.
Реестр экстремистских материалов надо просто отменить. И нужно что-то сделать со списком Росфинмониторинга — иначе люди, которых обвинили из-за картинки во «ВКонтакте», страдают так же, как спонсоры терроризма.
Нужно так изменить правила, чтобы у органов не возникало соблазна улучшать показатели делами за «репосты». И надо перестать проводить бесконечные лингвистические, психологические и прочие «экспертизы» в делах по экстремизму — они вызывают много вопросов.
Полностью рекомендации Совета по правам человека при президенте можно прочитать тут.
Источник: Meduza