Формируется рабочая группа, в которую войдут представители власти, депутатского корпуса и бизнес-сообщества. Заинтересованные лица будут обсуждать необходимость внедрения единой для всех муниципалитетов правовой нормы. Планируется завершить дискуссии в рамках группы до 27 сентября, итог будет озвучен на очередном заседании заксобрания. Участники рынка считают, что регламентирующий документ, подписанный губернатором, поможет ограничить злоупотребление властью, допускаемое некоторыми муниципалитетами.
Сейчас размещение НТО регулируется Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Земельным кодексом, постановлением правительства Челябинской области «О порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности» и муниципальными нормативными правовыми актами.
Как рассказал председатель комитета по экономической политике законодательного собрания Челябинской области Константин Захаров, федеральные нормы определяют только правила, связанные с включением нестационарных торговых объектов в схему их размещения, при этом не оговариваются условия и не прописываются органы власти, которые должны выполнять действия. Это, по словам господина Захарова, создает правовую неопределенность.
Для разрешения противоречий парламентарии нашли два возможных пути. Во-первых, депутаты направили в Госдуму проект поправок в Земельный кодекс и федеральный закон «О торговле». Предлагается передать право решать вопросы об условиях размещения нестационарных объектов регионам. На законопроект уже получено положительно заключение Совета законодателей при Федеральном собрании. Заксобрание области рассмотрит инициативу на сентябрьском заседании областного парламента.
Второе решение — разработать региональный закон, который устанавливал бы правила размещения нестационарных объектов для всех муниципалитетов Челябинской области. Однако Константин Захаров отметил, что этот вариант спорный. «С одной стороны, есть проблемы со злоупотреблением властью в некоторых муниципалитетах. Вообще-то этот вопрос должны решать правоохранительные органы. С другой стороны, в большинстве муниципалитетов таких проблем нет. Наоборот, власть учитывает особенности инфраструктуры и производственных сил, чтобы регулировать вопросы размещения нестационарных объектов. Общепринятые нормы могут лишить процесс гибкости»,— отметил Константин Захаров. По его словам, рабочая группа создается для того, чтобы обсудить мнения всех сторон и принять взвешенное решение, нужен ли подобный закон области. Депутат не исключил, что в итоге будет принят иной механизм совершенствования системы. «Возможно, будем решать вопрос в рамках существующих законодательных актов и уголовно-правового поля»,— отметил Константин Захаров. Он рассказал, что рабочая группа закончит обсуждение до 27 сентября, решение относительно необходимости закона будет озвучено на очередном заседании парламентариев.
Руководитель челябинского отделения ассоциации киоскеров Ирина Плещева называет необходимым введение единой законодательной нормы по размещению нестационарных объектов для всех муниципалитетов Челябинской области. По ее мнению, это поможет оградить предпринимателей от произвола местных властей. «Единые для всех правила помогут избежать такой ситуации, которая у нас была с Челябинской городской думой. В прошлом году она запретила размещать на гостевых маршрутах нестационарные торговые объекты на остановках. Они стали исключать объекты из схем размещения. Челябинское УФАС признало это решение незаконным и внесло предписание об устранении нарушений. У города нет полномочий, чтобы выносить такие решения. Схемы размещения объектов определяются постановлением регионального правительства № 5-П от 25.01.2016 года»,— говорит Ирина Плещева.
Директор АО «Роспечать» Константин Федоринин отмечает, что регламентирующие требования должны сделать процесс предоставления прав на размещение нестационарных объектов более прозрачным. «Надо, например, ужесточить аукционы по предоставлению земли. Как мы видим по торгам в городе Челябинске на места размещения прессы, их выигрывают неизвестные предприниматели, которые потом не ведут деятельность. Мне известно о двух таких объектах. Есть закон, но он не исполняется. Значит, проблема не в законах, а в организационной модели муниципалитетов»,— подчеркнул господин Федоринин. Он также отметил проблему с размещением некапитальных торговых объектов в Челябинске. «У нас главная проблема — не все муниципалитеты, а Челябинск, где сносят объекты на остановках. Если документ, подписанный губернатором, закрепит нормы, определяющие право нахождения киосков на территории города, я считаю, что это позитивный факт. Хотя мне кажется, что вопрос было бы проще решить на уровне Челябинска, а не разрабатывать закон»,— прокомментировал господин Федоринин.
Пресс-секретарь Челябинской городской думы Лариса Окунева подтвердила, что принимать решение о сносе киосков на гостевых маршрутах из-за несоответствия дизайн-коду — не в полномочиях горсобрания, и по предписанию Челябинского УФАС эта деятельность завершена. «Сейчас мы убираем только те ларьки, у которых нет договоров аренды, которые размещены незаконно»,— сообщила госпожа Окунева. Однако она отметила, что гордума собирается решить вопрос другим способом. «Мы обратились с депутатской инициативой в законодательное собрание области. Просим включить в законодательную норму определение “гостевые маршруты”, которого сейчас формально просто не существует. Мы его разработали и просим утвердить. Когда заксобрание на областном уровне примет понятие “гостевой маршрут”, мы сможем к этим маршрутам применять некие требования. В числе запретов — размещение несогласованных временных некапитальных объектов на остановках»,— рассказала пресс-секретарь горсобрания.
Карина Кальярова
Источник: Коммерсантъ Челябинск