Аналогичная ситуация наблюдается и с подписными тиражами. Например, в одном из лидеров подписки прежних лет, Республике Башкортостан, падение тиражей составило 20%. В Тульской области – более чем вдвое, на 52%. А в Чеченской республике, в конце 2017 года признанной самой читающим регионом России, тиражи сократились на 48%.
Ситуация сглаживается относительным ростом тиражей в 14 регионах страны, включая даже традиционно «мало читающую» столицу. Среди этих регионов: Республика Татарстан, Алтайский край, Забайкальский край, Еврейская автономная область, Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская область, город Москва, Однако объем собранной подписки неумолимо снижается и в этих регионах, в диапазоне от -3 до -12%. Исключением на этом фоне выглядит Еврейская автономная область, продемонстрировавшая рост подписных тиражей на 12%. Однако, общее количество подписчиков в этом регионе и низкая плотность подписки (количество подписчиков на 1000 жителей региона) не позволяют считать этот рост фактором, серьезно влияющим на ситуацию на рынке подписки.
«Ситуация на рынке подписки на печатную прессу по-прежнему неутешительна, - комментирует вице-президент по распространению печатной продукции Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП) Александр Оськин. - Падение подписки продолжается темпами, позволяющими предположить, что не за горами тот момент, когда участие в подписных кампаниях станет нерентабельным как минимум для части издательских домов. При этом подписка лежит в основе бизнеса большинства региональных и множества федеральных издателей. Для изменения ситуации необходимо снижение подписных цен. В первую очередь – цен на доставку изданий до подписчиков. К сожалению, сегодня подписка является заложником убыточности данной услуги федерального почтового оператора, а государство не готово изменить ситуацию, пойдя навстречу издательскому сообществу».
По мнению экспертов медиарынка, в 2019 году подписку ожидает очередное падение тиражей и сокращение объемов собранной подписки. Причиной этого станет сложение негативных последствий от повышения НДС до 20% и роста стоимости магистральной доставки подписных тиражей на 7-8% (в зависимости от тарифного пояса). Регулярно растут также почтовые тарифы на прием и доставку подписки. Очередное повышение произошло накануне подписной кампании на первое полугодие 2019 года, также на 7%.
Единственным действенным механизмом вывода рынка подписки из кризиса эксперты считают замораживание тарифов на прием и доставку подписки и магистральную доставку с последующим постепенным снижением этих тарифов. Одним из возможных механизмов для обеспечения этого эксперты считают возвращение государственных субсидий подписчикам, выделяемых через канал почтового оператора.
Отмечается возможность использования других механизмов. В частности, использования исторического опыта российской почты. Например, во второй половине XIX века почтовые тарифы на доставку подписки включали лишь издержки, связанные с трудом почтовых работников, непосредственно задействованных в процессе доставки. Труд других почтовых сотрудников и инвестиционная составляющая в этих тарифах не учитывались.
Современный опыт большинства зарубежных стран свидетельствует о том, что подписка на газеты и журналы может развиваться исключительно при государственной поддержке. В США, Канаде, во всех европейских странах благодаря субсидиям на доставку подписных изданий населению пресса по подписке дешевле розницы и является привлекательной для населения. В России же ситуация обратная. С отменой госсубсидий, составлявших 3 млрд рублей в год, подписные тиражи стали падать со скоростью 10-15% в год в связи с ростом подписных тарифов. Именно поэтому возобновление госсубсидий на подписку в размере 6 млрд рублей в год является стратегически важной и безотлагательной задачей.
Пресс-служба СППИ (ГИПП)