На этом фоне отношение властей к киоскам прессы, к примеру, в Воронежской области представляет собой разительный контраст по сравнению со многими регионами страны. И что особенно важно, эта поддержка, осуществляемая в настоящее время, имеет тенденцию к развитию.
Последние годы в Воронеже часто проводятся всероссийские медиафорумы, где обсуждаются актуальные проблемы отрасли печатных СМИ. Это не случайно, т.к. руководители Воронежской области – и прежний губернатор А.В. Гордеев, и нынешний врио губернатора А.В. Гусев – уделяли и уделяют большое внимание поддержке и развитию печатных СМИ, в том числе одного из важнейших компонентов в их деятельности – системы распространения.
Именно поэтому в Воронежской области успешно развивается сеть торговых объектов прессы. Здесь в прошлом месяце открылся замечательный мультимедийный павильон, который сразу же после открытия стал пользоваться большой популярностью у населения и давать рекордную выручку. Новый павильон площадью 20 квадратных метров предлагает воронежцам большой выбор периодических изданий и книг, а также широкий ассортимент канцелярских принадлежностей, сопутствующих товаров. Просторное помещение позволяет выкладывать газеты, журналы и книги таким образом, что с улицы отлично видно, какие издания имеются в продаже. А любителям электронных СМИ интерактивный павильон предлагает воспользоваться Wi-Fi – здесь есть бесплатная точка доступа в интернет.
В Воронежской области с 2013 года реализуются мероприятия по поддержке сетевых организаций, реализующих печатную продукцию, в том числе в виде предоставления субсидий из областного бюджета для сетей, торгующих прессой. В 2017 году на эти цели было выделено 3 млн. рублей, что позволило предпринимателям компенсировать часть затрат на подключение к электросетям и направить высвобожденные средства на создание и реконструкцию киосков и павильонов. Таким образом, на территории Воронежской области было установлено 10 павильонов. Оборот печатной продукции в новых павильонах увеличился в среднем в 2 раза, объем продаж книг вырос в 5 раз. В 2018 году Законом об областном бюджете предусмотрено выделение 2 млн рублей на оказание государственной поддержки в виде субсидий организациям, реализующим печатную продукцию. Кроме того, в бюджете городского округа город Воронеж на эти цели запланированы средства в размере 1 млн. рублей.
Надо подчеркнуть, что кроме Воронежской области сети киосков прессы развиваются и в некоторых других регионах, например, в Москве и Липецкой области. Но в целом по стране количество киосков прессы сократилось с 42 тысяч до 17 тысяч, постановление Правительства РФ №291, устанавливающее минимальный уровень количества киосков прессы для регионов, к сожалению, выполняют только 30 процентов субъектов Федерации. По ежегодному рейтингу отраслевых общественных организаций худшими регионами по количеству киосков прессы на душу населения и по выполнению соответствующих постановлений федеральных органов власти являются Чеченская Республика, Республика Дагестан, Курганская область, Еврейская автономная область, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Татарстан, Брянская область, Тамбовская область, Республика Адыгея. В числе лучших регионов, кроме Воронежской, Липецкой области и Москвы, можно отметить Республики Бурятия и Алтай, Калининградскую, Архангельскую, Челябинскую, Тульскую области, Хабаровский край и еще полтора десятка субъектов Федерации, где выполняются установленные нормативы обеспеченности населения торговыми объектами прессы.
По нашему мнению, пример лучших регионов РФ в развитии системы распространения прессы доказывает, что уничтожение киосков с печатными СМИ носит рукотворный характер и по сути является чиновничьим произволом и нарушением решений федеральных органов власти – Правительства РФ, Минпромторга, Минсвязи и др. Кроме того, ограничение доступа населения к печатному слову является нарушением конституционных прав гражданина РФ и противоречит доктрине информационной безопасности страны. Хотелось бы, чтобы отстающие регионы и их руководители брали пример с передовиков и вкладывали средства в развитие системы распространения печатной продукции.
Пресс-служба СППИ (ГИПП)