Краудфандинг для журналистики

Идея краудфандинга не нова, но в последнее время она снова оказалась в центре внимания. Может ли модель «попроси деньги у толпы» или «по рублю за слово» помочь отдельным журналистам и целым изданиям в их стремлении к исследовательским оригинальным проектам и историям?

Всем уже ясно, что да. «Новая газета» обратилась к читателям за финансированием, портал 7х7 быстро нашел у аудитории необходимую сумму штрафа, наложенного Роскомнадзором; Сиб. фм собирал деньги, старт Colta стал возможен благодаря краудфандингу. Но краудфандинг ли это или донейшн? Краудфандингу присущи ограниченность во времени при сборе средств, новизна проекта, маленькая благодарность спонсорам в виде кружки, майки или доброго слова, которое и кошке приятно. С этой точки зрения, пожалуй, только Colta чиста перед форматом.

Да какая разница, когда у собственников нет денег, редакции сокращают, главреды сами себе режут зарплаты, типографии в отсутствие рекламы стоят… Не до терминов. В конце концов, в последние 15 лет рынок умных СМИ как экономическая модель бесконечно проваливается вместе с  конвергенцией, оптимизацией, кризисом. Однако есть маленькое «но», когда мы говорим о поиске денег изданием и отдельными журналистами, которые запускают свои проекты. Тут просто несколько примеров. 

ЖУРНАЛИСТ уже рассказывал о вдохновляющем случае с американскими журналистами Бобби Джонсоном и Джими Джайлсом, которые хотели делать высококачественную глубокую научную журналистку (и еще о технологиях, экологии, экономике). Повторим еще раз. Они признают, что  будущее журналистики в сети. Но это будущее не оправдывает ожидания. Быстро и дешево, сплетни на сайтах — вот типичная web-журналистика.

«Мы разработали способ поддержки независимых, глобальных и глубоких сюжетов о науке и технике, две темы, которые близки нашим сердцам. Мы собираемся использовать его для построения МАТЕРИИ, нового дома для лучшей журналистики о будущем. Чтобы это сделать, мы нуждаемся в вашей помощи».

В своем обращении, подкрепленном видео, биографиями и т. д., они обещали раз в неделю делать исключительно хорошо что-то  одно. Что-то всестороннее, журналистское, а не дешевые обзоры, не сварливые программы мнений, не топ-листы. Хорошая журналистка — не  дешевая. Она требует времени и денег, говорят Джайлс и Джонсон. Но и не так дорога, если это краудфандинг. Что-то вроде 99 центов за историю с каждого человека из большой толпы спонсоров.

Джонс и Джайлс начали с цифрового проекта Matter, подсчитав, что им нужно $ 50 тысяч для старта. Для сбора средств они использовали известный краудфандинговый ресурс Kickstarter.com.

Многие люди, которые хотят сделать что-то необычное, творческое, просят деньги на этом сайте. Персоны и организации могут делать пожертвования с условием: деньги будут возвращены донорам (останутся на банковской карте доноров), если общая сумма не будет собрана к нужному сроку.

50 000 долларов Джайлс и Джонсон собрали за 38 часов, а в конечном итоге — 140 201. Число спонсоров — 2566. Срок сбора средств — один месяц. В этом случае медиаэкспертов поразило, что речь шла не о чем-то вроде бейсбола, а о науке. Их  анализ показал, что  успешные истории, предложенные аудитории  для  финансирования, были интригующими, загадочными, похожими на триллеры. Кто бы не хотел знать ответы на вопросы, которые ищут журналисты в этих двух проектах, которые были профинансированы?

«ОСТРОВ ВДОВ»: «Смертельная болезнь убивает тысячи беднейших работников во всем мире, и никто не знает, что является причиной этого. Во время нашего недавнего визита в Центральную Америку мы столкнулись с этой смертельной тайной. Каждый год тысячи сельскохозяйственных работников — почти все молодые мужчины, без особенных факторов риска — умирают от нового вида хронической почечной недостаточности, что сбивает с толку ученых более чем десятилетие. Болезнь косит одно сообщество сборщиков сахарного тростника в Никарагуа. Это сообщество называется «Остров Вдов».

«СЕКРЕТНЫЕ РУБКИ. ТАЙНА ВИШНЕВОГО САДА»: «Никто ничего не видел и не слышал, но когда в то октябрьское утро над садами взошло солнце, более 400 вишневых деревьев были безжалостно спилены. Сейчас, спустя 5 месяцев, еще больше садов и виноградников в моей родном городе подвергнуты вандализму, но полиция не приблизилась к разгадке — кто это сделал и почему».

Обе заявки сопровождались сильными короткими видео. 

На сайте IndieGoGo более гибкая система — даже если ты не  набрал нужной суммы, можно забрать то, что собрано. Но процент за использование платформы IndieGoGo будет более высоким. Проект «Деревенский мост». Студентка собирала деньги на поездку в Сальвадор. Прежде всего как волонтер. Она едет в НКО, которая помогает больным детям. Во-вторых, она хочет сделать серию документальных фотографий, чтобы рассказать людям о проблемах этих детей. Она не разместила видео или свои фотоработы, возможно, поэтому не собрала нужной суммы. В правом верхнем углу мы видим, что ей все-таки дали 1150 долларов из необходимых 1600.

Проект «Амазона» Kindle Singles призван сохранить вдумчивую журналистику длинных форм. Здесь продаются истории от  5000 до  30 000 слов, это что-то среднее между журнальной статьей и короткой книжкой. Плата за это — от $1 до $5. То есть, грубо говоря, если ты написал статью в 2000 слов, и 2 тысячи человек заплатили по $ 1 — ты получил $ 2000.

Смешение терминов создает конкуренцию между маленькими проектами и большими изданиями. Вот как решили эту проблему в газете Nashua Telegram. Редакция признает, что у нее нет средств на то, чтобы журналист тратил время на  глубокую статью-расследование, поэтому репортер сама обратилась к народу, но в партнерстве со своей газетой.

Может быть, здесь есть и психологический эффект. Вот как объяснил мне его русско-французский доктор из Лиона, подкастер Олег:

Понимаешь, я не читаю всю газету. Я не слушаю радиостанцию линейно. Я читаю и слушаю конкретного журналиста. Если ему нужна помощь, я кину деньги ему, потому что я хочу видеть начало и  конец истории. Тогда я  чувствую себя соучастником процесса. Новости я могу получить за минуту из интернета. Не хочу тратить на них деньги.

Сергей, журналист районной газеты в Подмосковье:

Например, я никогда не  буду спонсировать видеоблогеров, потому что они эгоисты. И издание в целом, если только это не реальная ЧС. Меня интересуют хорошие журналистские работы. Я не верю, что в газете все журналисты одинаково активны и талантливы. Я сам тут работаю.

Сегодня утром мне позвонила журналистка из Таджикистана. Надо сказать, что в Центральной Азии, в отличие от  России, существует большой иностранный грантовый рынок для журналистов, который поддерживает в том числе и малые социальные проекты. Но для того, чтобы принять участие в конкурсе, надо подать заявку за несколько месяцев.

— Я хочу поехать высоко в горы Памира. Там  исчезают языки, старейшины умрут, а с ними и языки. И пока еще погода хорошая.

— Эллина, тебе нужен водитель, хороший оператор и ты сама на 10 дней. Английский ты знаешь, значит, сможешь сама потом все перевести. Ну и там суточные на еду. На подарки в  деревнях. Жить, понятно, будете у местных. Тебе нужен краудфандинг.

— Краудфандинг? Что это?

Тут я поняла, что все-таки не донейшн. Хотя какая разница, если люди могут работать? 

Елена Упорова независимый продюсер, медиаэксперт

Источник: ЖУРНАЛИСТ