– Максим Адольфович, помнится, в позднесоветские времена, при редакторстве А.Б. Чаковского, «Литературная газета», помимо того, что была в авангарде тогдашней общественно-политической мысли, давала рекорды самоокупаемости: издание выходило в прибыль, будучи органом Союза писателей СССР и никак не являясь по определению «жёлтой прессой». Насколько тот опыт хоть в какой-то мере повторим или применим в сегодняшних условиях?
– Давайте уже перестанем говорить о прибыли в советские времена. Это полная чушь. Финансирование газеты никак не зависело от того, как она продается, да и система распространения была полностью централизована и не существовала и близко по законам рынка. Востребованность тогдашних СМИ определялась не самоокупаемостью, а тем, что больше народу негде было черпать хоть какие-то сведения о жизни. Всё информационное поле было скудно и ангажировано властью. Потому любые отступления были востребованы. Александр Борисович Чаковский добился того, что газете это право дали. Опыт этот неповторим, мы живем в совсем других реалиях, когда бал правят не идеологи, а продавцы. В этом почти вся наша идеология. Продавцам газеты быструю прибыль не приносят, поэтому им такие издания, как «Литературная газета», нужны лишь для ассортимента. Они этого и не скрывают. Но мы держимся, ищем новых читателей, новые источники финансирования; работаем над тем, чтобы все, кому интересен наш контент, могли с ним ознакомиться. И газета жива, из всех изданий такого плана остаётся несомненным лидером уже многие годы.
– С начала 2000-х годов у газеты кратно возрос тираж, она фактически возродилась из полузабвения конца девяностых. Рыночная практика практика, что далеко не всегда рост тиражей способствует доходности издания: от них лишь больше расходов на бумагу, типографские услуги и т.д.
– Я могу отвечать только за время, которое выпало мне как главному редактору. А это период с августа 2017 года. Несмотря на все нынешние трудности, нам удалось стабилизировать все экономические показатели и начать переход к росту. Он пока небольшой, но, надеюсь, тенденция сохранится. Думаю, что в 90-х газета не была так уж в забвении, просто везде было очень тяжело и смутно. Но она же не прекратила своё существование! Уверен, что и это стоило немалых сил. Действительно, в нулевые, под руководством Юрия Полякова, «Литгазета» испытала взлёт. Будем равняться на эти показатели.
– АФК «Система» и правительство Москвы ещё недавно были в числе партнеров ЛГ. Можете назвать других партнеров или спонсоров, не забывавших о национальном бренде, основанном еще Пушкиным? И как так случилось, что позже, уже к концу периода т.н. «тучных нулевых», газета осталась без крупных денежных попечителей?
– У нас много партнёров. Да, «Система» сейчас не является учредителем газеты, но время, когда она её опекала, дало газете такую серьёзную моральную и материальную фору, что мы до сих пор её используем. Сейчас мы реализуем несколько президентских грантов, проекты Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, московское правительство и лично мэр не бросают нас. Среди партнёров также – СУЭК, АЛРОСА, правительство Московской области. Уверен, скоро их станет больше. Да, вливания не назовёшь гигантскими, но всякое партнерство при грамотном и взаимовыгодном подходе можно расширять. Так что, всё не так плохо.
– Не секрет, что акционеры газеты за последние полтора десятилетия и не пробовали каким-то образом «давить» на редакционную политику, полностью доверив её в 2000 году главному редактору, с тех пор как газета стала сначала делать акцент на полифонию мнений и оценок, а позже встала на государственнические позиции. Насколько этот случай независимости прессы уникален?
– Могу смело сказать: мы сейчас самое независимое средство массовой информации России, поскольку зависим только от своих идей и от того, насколько профессионально сумеем их воплотить. Мы даём читателям уникальную возможность познакомиться с максимально широким спектром мнений по всем вопросам гуманитарной политики и культурологии. И тешим себя надеждой, что читатель, прочитав нашу газету, становится лучше.
– В настоящее время в коммерческом плане газета с полуторавековой историей переживает трудности. Но, насколько я знаю, у нее недавно поменялся и коммерческий директор. Что вам в качестве главреда известно о других мерах её финансового оздоровления?
– Давайте не будем ориентироваться на сплетни. Газета не переживает трудности. Есть проблемы, которые решаются. Да, пока мы не можем поощрять авторов, как хотелось бы, но это дело наживное. Но, вы знаете, несмотря ни на что, на планёрках у нас идёт битва не на жизнь, а на смерть между отделами за полосы. Такого не было и в иные гонорарные времена. Портфель переполнен. Также скажу, что в газете никогда не было коммерческого директора на моей памяти. Есть руководящие органы, есть сотрудники, никто не работает на своих местах вечно. Общая линия определяется Советом, руководящим органом издания, она выполняется и будет выполняться вне зависимости от персоналий. Эта линия в том, чтобы уходить от любой ангажированности в сторону объективности и полифонии, предоставляя максимально разнообразный и эксклюзивный контент.
– Интерактивные формы (аудио- или видеоверсии), изменение печатного формата – что-то планируется в ближайшем и обозримом будущим?
– Печатный формат газет не умрёт никогда. Эта одна из основ человеческого существования. Интернет, конечно, развиваем для расширения аудитории. Но это не самоцель. Мы не портал. И не ресурс. Мы – самая старая российская газета. И мы будем всегда.
Беседовал Алексей Голяков
Источник: Инвест-Форсайт