Большую часть рабочего времени она видит мир через окошко размером 40*40 см. Но это не мешает ей любить свою работу, радоваться каждому покупателю и приветливо общаться с людьми. Принято считать, что продавцы газетных киосков всегда находятся в центре событий и одними из первых узнают свежие новости. А ещё у них, казалось бы, сидячая и скучная работа с массой свободного времени. Как оказалось, это не так. И, даже работая в газетном киоске, приходится изрядно трудиться. Об этом и о читающих горожанах рассказала продавец газет и журналов с 15-летним стажем Анджела Пазюн.
Из охранников в продавцы
– Родом я из Молдовы, поэтому у меня такое необычное имя – Анджелика. Вообще родители назвали меня Анджелиной, но когда я переехала в Россию, меня попросили изменить имя, потому что здесь так девочек не называют. Поэтому было решено переименоваться в Анджелику. Сначала я жила в сельской местности – в селе Троицкое Ивановского района. Устроилась работать воспитателем младших групп в детском саду. Образования у меня не было. Вообще никакого. Параллельно проходила курсы по психологии. Но потом в детсаду пошли сокращения и меня уволили.
Переехала в Благовещенск, пришлось работать даже охранником в магазине. Однажды родственник предложил мне попробовать устроиться продавцом в газетный киоск: там как раз появилась вакансия, и я согласилась. Почему бы и нет? Мне это было интересно. Собеседование прошла успешно, впереди был курс обучения. Опытные продавцы рассказали, как надо общаться с покупателями, как находить к ним подход. Ведь люди-то бывают разные. Но мне попадаются, в основном, хорошие покупатели (улыбается).
Бумажная работа
– Сначала меня поставили работать в газетный киоск в районе КПП. Там я проработала 13 лет. Последние два года тружусь в киоске возле магазина «Универмаг». Здесь и проходимость получше и помещение больше.
На самом деле это только кажется, что мне нечего делать. Торговать – это одно, а заполнять документы – совсем другое. Я принимаю товар, общаюсь с поставщиками и делаю заявки на привоз новых газет, журналов и сканвордов. Всё это делается по накладным. Поэтому большая часть времени уходит на оформление бумаг. Работа тяжёлая, в прямом смысле этого слова. В 6.30 я уже на работе и принимаю свежую прессу. Потом приходится всё это разбирать. Одна кипа газет – примерно 200-250 экземпляров.
Самый крупный привоз у нас в среду, потому что в середине недели выходят сразу несколько еженедельных газет. А сканворды и журналы поступают к нам каждый день. Главное: выложить весь ассортимент как можно раньше, чтобы люди, которые утром идут на работу, могли купить свежий номер газеты или журнала. Наша работа считается вредной, ведь почти весь день продавец дышит запахом печатной краски. В киоске есть специальная вытяжка. Ещё я всегда проветриваю помещение: у меня открыто окошко круглый год. На случай сильных морозов внутри стоит обогревать. К морозу я устойчива, поэтому мне не холодно и как-то специально утепляться нет необходимости (улыбается). Тем более, что нам утепляют помещение и вешают тёплое одеяло на входную дверь изнутри.
Без выходных и праздников
– Работаем мы по очереди. На каждый киоск по два продавца. Мы с напарницей выходим в смену по неделям. Вообще, можно меняться по схеме: два через два, но я ухаживаю за ребёнком-инвалидом, и мне проще работать по неделям. Работаем с 7.00 до 19.00 ежедневно. Единственный день, когда у нас выходной – 1 января. Работать в первый день нового года просто нет необходимости. В остальные праздники у нас сокращённые рабочие дни. Покидать киоск нельзя, только если ненадолго во время обеда. Внутри у нас есть практически всё необходимое: умывальник и холодильник. А вот в туалет приходится ходить в ближайшие торговые центры.
Какая у нас зарплата я вам не скажу (улыбается). Оплата труда у нас зависит от выручки.
Как бы это парадоксально не звучало, но я сама не успеваю читать прессу, хотя и работаю среди газет и журналов. Свободного времени практически нет. Если и выдаётся минутка-другая, то я тихонечко сяду в уголочке и отдыхаю. Очень редко удаётся взять в руки газету или журнал. Ведь, если зачитаешься, то можно не заметить и пропустить покупателя. Прессу покупаю, в основном, домой. Муж любит читать журнал «Караван», а я предпочитаю «Всё для женщин». Все новости я узнаю по радио, которое у нас на работе.
Газетный рынок оскудел
– За это время, что я продаю прессу, закрылось много изданий. Например, газеты «Тема», «Самовар», «Мужской разговор». Хотя покупатели их хорошо брали и ещё долго потом спрашивали. Да и вообще с годами газет и журналов становится все меньше и меньше. Однако то, что люди стали меньше читать – неправда. Как интересовались прессой, так и интересуются. За 15 лет, что я работаю в газетном киоске, покупателей меньше не стало. Причём покупатели абсолютно разных возрастов.
Это дети, которые спрашивают комиксы и детские журналы; молодёжь, которая покупает подростковые журналы; а пожилые люди, как правило, берут газеты и журналы по садоводству или о здоровье. Кроссворды тоже всегда хорошо разбираются.
Наибольший поток покупателей утром и вечером. Есть среди них и постоянные. Их предпочтения я уже знаю и сразу подаю нужное издание. Если нет необходимой газеты, могу посоветовать что-то другое. Некоторые покупатели берут по одному изданию, а кто-то сразу помногу. Знаю, что есть те, кто, прочитав газету, передает ее в какое-нибудь социальное учреждение, чтобы дать ей вторую жизнь. Если газеты и журналы в киоске не успевают до конца раскупить, то мы делаем возврат на склад. А оттуда их уже отправляют на переработку.
На работу, как на карнавал
– Я каждый день иду с радостью на работу, много улыбаюсь покупателям, чтобы поднять им настроение (улыбается). Со временем привыкла к постоянной суете, которая меня окружает: звуки машин, голоса, музыка. Отдыхаю и отключаюсь только, когда еду в автобусе домой. Вот там я уже точно ничего не вижу и никого не слышу.
Когда я работала на КПП, постоянные покупатели даже знали, когда у меня день рождения и дарили цветы. Сейчас мне тоже преподносят небольшие презенты, дарят шоколадки на праздники. А я в ответ, например на Новый год, переодеваюсь в карнавальные костюмы. В прошлый раз была Снегурочкой. Некоторые клиенты меня даже по имени не называют, а только: «солнышко» или «заинька» (смеётся).
Больше всего я ценю свою работу за общение с людьми. Ведь сейчас так мало живого общения. А тут кто-то из покупателей подойдёт, поговорит, расскажет что-нибудь, попросит совет или поделится своими знаниями. Это напоминает мне Советский Союз, когда была взаимопомощь, когда даже незнакомые люди могли поговорить и поддержать друг друга просто добрым словом. Свою работу в газетном киоске я не поменяю ни на какую другую.
Елизавета Бедник
Источник: Амур.Life