Рынок российской прессы в электронном сегменте сегодня показывает высокие темпы роста (около 80% в год), при этом на первое место выходит уже не сам контент, а сервис и сообщество вокруг него.
Данный тренд говорит о том, что в скором времени следует ожидать трансформацию традиционных форм электронной прессы и процессов ее распространения. При этом под электронной прессой сегодня следует понимать не только продукты в виде файлов, которые можно приобрести на сайтах издательств или книжных электронных площадках, но и процессы распространения этих продуктов для целевой аудитории, а также процессы «собственно чтения», направленного на получение нужной информации быстрым и удобным образом. При таком взгляде на предмет нельзя не заметить недостаток существующей модели «читатель – пресса – автор», который заключается в неполном, либо некорректном понимании читателями мыслей авторов при отсутствии возможности задать автору интересующий вопрос и получить ответ «в один клик».
Современные информационные технологии устраняют указанный недостаток и обеспечивают удобное взаимодействие между читателями и авторами. В качестве примера можно привести разрабатываемый в России инновационный веб-сервис SuperPress, который способен взаимодействовать с издательствами и площадками электронной литературы, независимо от их направленности – тут могут быть периодические издания любой тематики (в том числе, специализированные и развлекательные), различные книги (в том числе, учебные, деловые и художественные), статьи (в том числе, научно-популярные и новостные), а также образовательные ресурсы.
SuperPress является агрегатором электронной литературы, которая уже размещена и продолжает размещаться на различных площадках, открытых для любого посетителя (например, ЛитРес, BookMate, сайты издательств периодики), либо предназначенных для обучения (например, Smart University, LECTA), в том числе, доступных ограниченному кругу лиц (например, электронные библиотеки высших учебных заведений). Авторы литературы, готовые взаимодействовать с читателями, сообщают об этом на свою площадку или в свое издательство, после чего соответствующая литература отмечается значком «Автор здесь» и передается в сервис SuperPress. Читатель, выбрав литературу со значком «Автор здесь», направляется в сервис SuperPress, где в процессе чтения выбранной литературы он может задать вопрос автору (на полях страниц открытого электронного контента или в средстве онлайн-диалогов, в виде текста или голосового сообщения) и получить ответ.
Для охвата большой аудитории, сервис SuperPress будет распространяться крупнейшим оператором мобильной связи и техническим партнером, который развивает и поддерживает данный сервис, при этом оператор мобильной связи закроет сложные и ответственные вопросы, связанные с подпиской на услуги сервиса, приемом и учетом оплат, а также формированием отчетности для взаиморасчетов с издательствами, площадками и авторами.
В базовой финансовой модели SuperPress предполагается, что читатель оплачивает размещенную в сервисе электронную литературу и подписку на взаимодействие с автором на оговоренный срок, после чего издательству (площадке) по итогам отчетного периода выплачивается стоимость электронной литературы с некоторым бонусом, а автору – вознаграждение за диалог с читателем. Подписку на взаимодействие читатель может в любой момент приостановить и продлить, что обеспечивается техническими средствами оператора мобильной связи.
Представленная базовая модель легко трансформируется – например, издательство может предложить читателям годовую подписку на свой «СуперЖурнал», которая будет оплачиваться заинтересованными читателями через SuperPress и предоставляться в виде доступа ко всем выпускам электронного журнала с возможностью общаться с авторами статей в течение года, после чего SuperPress вернет издательству оговоренную часть дохода за электронный контент и за услуги авторов по ведению онлайн-диалогов с читателями. Аналогичным образом, высшие учебные заведения смогут оплатить годовую подписку своих студентов на онлайн-взаимодействие с выбранными преподавателями в рамках электронных курсов и внешними авторами учебной литературы, после чего предоставить студентам коды доступа, которые сгенерирует SuperPress.
Для сервиса SuperPress уже созданы технические компоненты: шаблоны профилей авторов, профилей читателей, профилей издательств и площадок, средства онлайн-диалогов, общая доска вопросов и пожеланий читателей, рекомендательная подсистема и подсистема рейтингования, мобильное приложение Android. В стадии проектирования находится средство для чтения электронной литературы с возможностью переписки и обмена голосовыми сообщениями «на полях» и через средство онлайн-диалогов.
Заинтересованность в сервисе SuperPress проявил крупнейший российский оператор мобильной связи, у которого уже есть опыт взаимодействия с техническим партнером (разработчиком SuperPress) по другим веб-сервисам. Также интерес к сервису проявил ведущий российский университет НИУ ВШЭ, руководство которого планирует предложить данный сервис к включению в состав проектов государственной программы цифрового образования, с последующим курированием проекта.
Участие в проекте SuperPress позволит:
•Повышать лояльность читателей и укреплять бренд
•Напрямую работать с потенциально заинтересованной аудиторией
•Получать дополнительные доходы
Презентацию сервиса SuperPress от лица технического партнера планируется включить в программу всероссийской конференции СППИ (ГИПП) 8 ноября 2018 года.
Александр Чернов, генеральный директор ООО "АСИТЭКС"