Мероприятие было организовано Союзом предприятий печатной индустрии (ГИПП) при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
В конференции приняли участие более 150 представителей печатных СМИ, дистрибьюторских компаний, подписных агентств, а также медиаэксперты и журналисты.
Открыл конференцию А.В. Оськин, вице-президент СППИ (ГИПП), который обозначил основную проблематику и тенденции на рынке прессы и предложил собравшимся высказываться по повестке дня и давать конкретные предложения по поддержке и развитию отрасли.
В своем вступительном слове модератор отметил сохранение в 2018 году кризисной ситуации в медиаотрасли, выражающейся в непрерывном росте цен на полиграфическую бумагу, типографские услуги и энергоносители, падении выпускаемых тиражей печатных изданий, сокращении подписки, сбоях платежей в цепочке издатель – производитель – реализатор печатной периодики и ряде других проблем.
С докладом выступил президент СППИ ГИПП С.Н. Моисеев. Он отметил, что на рынке печатных СМИ уже много лет наблюдается непростая ситуация, причем возникшие проблемы не меняются с течением времени. Из основных проблем докладчик выделил неумение участников рынка консолидироваться и выделить первоочередные задачи, решение которых помогло бы вывести отрасль из кризиса, отсутствие на издательском рынке внутренней дисциплины, в том числе финансовой, неэффективность механизмов лоббирования отраслевых интересов.
В последние годы, отметил Моисеев, в стране наблюдается непропорциональный рост цен, например, на подписку, которая подорожала более чем на 200 процентов, в то время как инфляция за тот же период составила менее 90 процентов. Та же тенденция и на полиграфическом рынке. Цены на бумагу для полиграфии с начала года выросли на 15%, а в ближайшие два-три месяца могут увеличиться еще на столько же. Издатели пока сдерживают рост цен на прессу за счет снижения маржинальности, но в ближайшее время пересмотр стоимости газет и журналов неизбежен.
В качестве примера «точки соприкосновения» для консолидации с Почтой России С.Н. Моисеев назвал введение льготной или бесплатной подписки на детские издания, что потребует от государственного бюджета затрат не более 50-60 млн рублей по всей стране.
С докладом «О совершенствовании государственной политики в сфере издания и распространения прессы» выступил Г.Н. Кудий, ведущий эксперт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Он отметил, что общая картина в отрасли печатных СМИ остаётся в целом безрадостной, будь то розничные продажи, подписка, бумага, реклама или состояние платежей. И прежде всего российская индустрия печати сегодня остро нуждается в точечной поддержке государства. Причем меры государственной поддержки печати (имеющиеся и перспективные), следовало бы объединить в единой программе поддержки печатных СМИ, книгоиздания и чтения в стране и добиться принятия такой программы с перечнем конкретных мер. По мнению докладчика, – это задача номер один для индустрии.
Кроме этого, необходимо разработать и принять во всех регионах России специальные программы социально-экономической поддержки индустрии печати, предусмотрев в них меры, направленные на расширение продаж прессы через специализированные киоски, в ритейле, почтовых отделениях и по подписке. Улучшение бизнес-климата на рынке печатных СМИ зависит не столько от прямого бюджетного субсидирования его участников, сколько от создания на государственном и муниципальном уровне оптимальных условий для ведения издательского бизнеса и получения достойной денежной выручки от этого вида деятельности. Для чего необходимо изменить или оптимизировать ряд действующих законодательных и административно-правовых норм, регулирующих рынок периодической печати.
О.В. Князева, руководитель департамента по подписке ФГУП «Почта России» рассказала участникам конференции о вкладе почтового ведомства в розничное распространение печатной периодики. В частности, она подробно рассказала об акциях «Почты России», направленных на поддержку и развитие института подписки, в том числе «Дерево добра», «Читаем с Почтой», Декады подписки и др. О.В. Князева также рассказала о мерах, предпринимаемых почтовым ведомством по повышению качества и эффективности своей деятельности.
А.В. Авдонин, генеральный директор ООО «Мир новостей Медиа», президент Союза издателей «НАИ», выступил на тему «Проблемы распространения прессы в ритейле». Не секрет, отметил он, что количество киосков прессы в стране сокращается, и рост розничных продаж печатной периодики идет за счет ее реализации в ритейле, в основном благодаря открытию новых сетевых магазинов. И здесь имеется большой резерв для увеличения объема продаж прессы, поскольку из примерно 100 тысяч гипер- и супермаркетов газеты и журналы продаются только в 10 тысячах точек.
В то же время, следует отметить, что ритейл рассматривает прессу как второстепенный товар из-за низкой маржинальности и что количество изданий, представленных в сетевых магазинах в разы меньше по сравнению со специализированным торговыми объектами прессы. Совершенно неприемлем срок годности, определяемый ритейлом в отношении печатной периодики, и, соответственно, сроки оплаты за проданные экземпляры, достигающие 100 календарных дней. Решение проблемы заключается в изменении законодательства и приравнивании прессы к «скоропортящемуся товару», каковым она, по сути, и является.
Вопросы развития подписки в современных условиях осветил в своем выступлении В.И. Кокорев, первый заместитель генерального директора ОАО «Агентство Роспечать». Проблемы, имеющиеся на рынке подписки, постоянно находятся в центре внимания Комитета по подписке СПИИ ГИПП, отметил он. Комитет постоянно анализирует итоги подписных компаний и в последнее время отмечает улучшение ситуации, хотя недостатки в этой области есть, и их необходимо исправлять.
Например, в ходе проверки почтовых отделений во время подписной кампании на 2-е полугодие 2018 года выяснилось, что примерно в трети из них на начальном этапе не было хотя бы одного из подписных каталогов. Совместными с Почтой России усилиями положение удалось довольно оперативно исправить.
Но наиболее тревожным фактором, по мнению подписных агентств, является возможный переток подписных заказов в пользу почтового подписного агентства, и такая ситуация настораживает.
В качестве еще одного негативного явления на рынке подписки В.И. Кокорев отметил рост цен на подписные издания, в первую очередь, за счет повышения цен на бумагу, но анализ показал, что почтовая наценка растет еще выше.
По-прежнему наблюдается хроническая издательская болезнь – задержки с выходом изданий в свет и прекращение выпуска изданий, на которые уже оформлена подписка.
С сообщением об актуальных проблемах издательской деятельности в современных условиях выступил И.А. Диденко, первый заместитель председателя Совета директоров ИД «Аргументы недели». Он рассказал присутствующим о последних трендах на зарубежном издательском рынке, подробно остановился на решении цифровых проблем, обратив внимание на процессы в этой сфере, происходящие в Китае. Докладчик отметил большое внимание, которое в этой стране уделяется мобильному интернету, новым возможностям монетизации контента, расширению присутствия китайских издателей в других государствах, в том числе в России.
С.Б. Дубинская, исполнительный директор АРС-ПРЕСС, председатель Экспертного совета Минсвязи по региональным СМИ, в своем выступлении подчеркнула, что у всех участников издательского рынка есть одна общая цель – чтобы газета нашла своего читателя. По ее мнению, это вполне решаемая задача, хотя и требующая немалых усилий и от издателей, и от распространителей. В меняющихся рыночных условиях нужно искать новые варианты, новые нетрадиционные подходы, отметила она и поделилась опытом работы АРС-ПРЕСС, в том числе в налаживании сотрудничества с «Почтой России», с региональными и муниципальным властями.
О перспективах развития дистрибуции прессы рассказал В.Г. Паргентанян, генеральный директор ООО «Медиа Дистрибьюшен». Он отметил, что все необходимые ресурсы для развития находятся внутри отрасли, а главным является предсказуемость процессов на рынке, без которой невозможно никакое планирование.
На примере своей компании Паргентанян показал, каким образом она преодолевала кризис, проведя реструктуризацию и консолидацию, добившись возврата доверия издателей.
В.Г. Паргентанян отметил огромные резервы для развития дистрибуции печатной продукции, которые имеются в ритейле, отметив, что росту розничных продаж прессы в сетях мешают наценки. Он также подчеркнул, что «нельзя позволять сетям залезать в карман к издателям и распространителям».
Е.В. Абов, заместитель генерального директора ЗАО «Издательство «Российская газета» в своем выступлении также остановился на вопросах распространения прессы, в частности, на проблемах подписки. Одним из важных направлений он назвал более тесное сотрудничество издателей с «Почтой России». Кроме почтовой подписки, отметил он, у нас есть подписка редакционная, причем последняя растет быстрее. Причина этого – наша прямая коммуникация, целевое воздействие на потенциального подписчика. В этом, кстати, заметил Е.В. Абов, нам могла бы помочь «Почта России», если бы поделилась с издателями имеющейся у нее адресной базой подписчиков.
Кроме того, отметил Абов, РГ плотно работает с регионами и внимательно изучает опыт районных и региональных изданий, внедряющих весьма интересные модели распространения, которые могли бы использовать федеральные СМИ.
О.А. Бережной, генеральный директор ГК «Кардос» в своем выступлении отметил, что, по его мнению, у отрасли печатных СМИ впереди «идеальный шторм», когда сольются воедино отраслевые, государственные и множество других проблем.
В отрасли в последнее время не видно новых игроков, многие старые компании уходят с рынка. В этой ситуации отрасли необходимо кардинальное обновление, и, если индустрия начнет работать по-другому, мир прессы не умрет. Распространители сейчас ищут новые возможности развития сотрудничества с издателями, которые смогут спастись, если откажутся от двойных стандартов и будут соблюдать принципы справедливости в отношении всех распространителей.
С.Д. Гаврилов, генеральный директор АРПИ «Сибирь», президент НСРП «Союзпечать», рассказал об особенностях распространения прессы в сибирском регионе. Специализированные торговые объекты прессы там закрываются более быстрыми темпами, чем в среднем по стране. Рост продаж в супермаркетах в ценовом выражении происходит за счет увеличения ассортимента изданий, причем его увеличение на 17 процентов привело к росту реализации на 7 процентов. Конкретно у АРПИ «Сибирь» отмечается рост продаж через «Почту России», где компания предоставляет дополнительные сервисы.
Из главных проблем для работы распространителей прессы в Сибири и на Дальнем Востоке С.Д. Гаврилов выделил огромные логистические издержки, поскольку рост цен на топливо неизбежно приводит к повышению стоимости перевозок. В результате дистрибьюторы вынуждены брать попутные грузы, доля которых, например, в АРПИ «Сибирь» достигает 80 процентов. В целом же все больше мелких компаний не в силах справиться с трудностями, уходят с сибирского и дальневосточного рынка, и выжить смогут только крупные компании.
А.В. Сибиряков, директор по развитию ООО «Метропресс» (Санкт-Петербург), в своем выступлении проинформировал участников конференции о новых проектах компании, в частности, о выпуске совместно с издателями тематических коллекций, чему предшествовало масштабное изучение читательского спроса.
Важным направлением работы в «Метропресс» считают диверсификацию бизнеса. Например, выпущенная и реализуемая компанией питьевая вода под собственным брендом обогнала по объемам продаж напитки многих зарубежных марок.
А.В. Чернов, генеральный директор ООО «Аситекс», презентовал проект SuperPress – веб-сервис, предоставляющий новые возможности для издателей, авторов и читателей.
SuperPress является агрегатором электронной литературы, которая уже размещена и продолжает размещаться на различных площадках, открытых для любого посетителя, либо предназначенных для обучения.
В базовой финансовой модели SuperPress предполагается, что читатель оплачивает размещенную в сервисе электронную литературу и подписку на взаимодействие с автором на оговоренный срок, после чего издательству (площадке) по итогам отчетного периода выплачивается стоимость электронной литературы с некоторым бонусом, а автору – вознаграждение за диалог с читателем. Данный проект позволяет увеличить доходы издателей на 10-20 процентов.
Подводя итоги прошедшего мероприятия, А.В. Оськин акцентировал внимание участников на острой необходимости обеспечения свободы предпринимательской деятельности в России, в частности, в сегменте киосковой розницы, поддержки розничной торговли прессой в стране. Поскольку в отсутствие канала реализации газета или журнал, содержащие на своих страницах даже самый гениальный и уникальный контент, обречены на смерть. А.В. Оськин призвал российскую власть обратиться к опыту соседних государств в плане поддержки отрасли.
В заключение отраслевой конференции ее участниками были единогласно, с учетом сделанных в ходе мероприятия дополнений и предложений, приняты разработанные СППИ ГИПП рекомендации по преодолению кризисных явлений на рынке периодической печати России (прилагаются).
Состоялась церемония награждения победителей Второго всероссийского конкурса на лучшую киосковую сеть страны.
Пресс-служба СППИ ГИПП