При содействии Комитетов Государственной Думы РФ, Комиссий Общественной палаты РФ, Общенационального Народного Фронта, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Министерства экономического развития, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, поддержке ряда администраций на местах ведётся планомерная работа по формированию благоприятных условий для развития отрасли с учётом современных требований, выполняется программа повышения финансовой устойчивости региональных изданий. Наблюдаются позитивные результаты в запуске новых печатных СМИ, развитии цифровых технологий в отрасли, создании современных павильонов прессы, мультимедийных торговых объектов и др.
Вместе с тем, по оценке участников конференции, положение в индустрии печатных СМИ и книг в масштабах страны вызывает обоснованную тревогу. Экономический кризис, причины организационного характера, рост цен на бумагу и типографские услуги, продолжающееся падение покупательной способности населения и читательского спроса, снижение рекламных поступлений в издательские бюджеты в силу законодательных ограничений, административные барьеры и иные факторы негативно отражаются на ситуации в отрасли в целом.
Это выражается в падении тиражей газет, журналов и книг, закрытии многих периодических изданий, резком снижении рентабельности издательских домов и дистрибуторских компаний, разрушении инфраструктуры розничной реализации печатной продукции, и, как следствие, в снижении доступа населения к каналам информации, нарушении единого информационного пространства страны.
В связи с вышеизложенным участники конференции считают необходимым обратиться в законодательные и исполнительные органы власти РФ с просьбой рассмотреть возможность реализации следующих инициатив.
Определение статуса печатной продукции и системы её распространения
- придать печатной продукции, за исключением изданий рекламного и эротического характера, статус социально значимого товара, а системе распространению прессы и книг (в розницу и по подписке) – статус социально значимой услуги;
- признать в правовом порядке книжную и периодическую печатную продукцию в качестве элемента культуры, а систему их распространения как систему, выполняющую функции культурного назначения.
В области издательской деятельности
- сохранить практику субсидирования социально значимых периодических изданий;
- внести в налоговое законодательство РФ изменения, позволяющие издателям периодики и книг относить на расходы по налогу на прибыль до 30% стоимости нереализованного тиража;
- освободить от налогообложения часть тиражей изданий, используемых в целях их продвижения на рынок СМИ;
- для новых издательских проектов увеличить процент списания непроданного тиража до 70%;
- отменить запрет на рекламу в печатных СМИ качественного алкоголя, табака, медицинских препаратов, биологически активных добавок;
- внести в закон «О рекламе» изменения, приравнивающие рекламу печатных изданий и подписных каталогов на прессу к социальной рекламе.
В области производства печатной периодики и книг
- отменить ввозные таможенные пошлины на бумагу и расходные материалы, не производимые или производимые в недостаточном объёме в РФ;
- ввести экспортные пошлины на вывоз газетной бумаги и другой готовой целлюлозно-бумажной продукции за рубеж в размере 10%;
- зафиксировать отпускную стоимость бумаги для печати отечественных газет и журналов на уровне ноября 2018 года.
В области подписки на прессу
- возобновить предоставление субсидий на подписку печатных СМИ в размере 6 млрд рублей в год с ежегодной индексацией;
- предоставить целевые субсидии для школ, вузов, детских домов, библиотек для оформления подписки на детские, юношеские и общественно-политические издания.
В области распространения прессы и книг
- вывести из ведения торговых департаментов во всех регионах РФ объекты по продаже прессы и книг, перевести их в подчинение департаментам информации и СМИ;
- отнести к расходам распространителей периодики и книг по налогу на прибыль в размере до 30% стоимости тиража расходы на замену бракованных, утративших товарный вид в процессе перевозки и (или) реализации недостающих экземпляров;
- оказать поддержку распространителям прессы и книг в виде льготных условий аренды, льготных налоговых ставок на имущество, по земельному налогу;
- обратиться в региональные органы законодательной власти с рекомендацией производить отбор организаций на размещение нестационарных торговых объектов специализации «Печать» исключительно на основе конкурсов, а не денежных аукционов;
- ввести право для субъектов малого предпринимательства, занятого в сфере распространения прессы, на продление договора аренды без проведения конкурсных процедур, сроком не менее чем на 7 лет, при условии, что они не допускали нарушений ранее заключенного договора;
- в целях реализации принципа «меняется место – сохраняется бизнес» ввести в практику предоставления хозяйствующему субъекту альтернативного равноценного компенсационного места для установки торгового объекта, если место, на котором размещён объект, требуется для государственных или муниципальных нужд;
- ввести патентные принципы налогообложения в системе распространения прессы;
- расширить ассортимент продаваемой в киосках со специализацией «Печать» продукции, разрешив распространителям формировать его самостоятельно при условии, что доля печатной продукции будет составлять не менее 50 процентов;
- установить льготные тарифы или установить право на бесплатный проезд по федеральным и платным трассам для транспорта, доставляющего периодическую печать.
Москва, 8 ноября 2018 года