Уважаемые коллеги!
Проблем в нашей индустрии сегодня, как говорится, воз и маленькая тележка. Не буду тратить время на их перечисление. Кто захочет ознакомиться с ними подробно, рекомендую обраться к последнему ежегодному докладу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, где дана достаточно подробная картина наших бед, и первоочередные меры, направленные на их преодоление. Сколько-нибудь заметных изменений к лучшему на рынке печатных СМИ с мая месяца, когда появился этот доклад, не произошло. Общая картина остаётся в целом безрадостной, будь то розничные продажи, подписка, бумага, реклама или состояние платежей. Одним словом, вопрос кто виноват, и что делать, для нашей индустрии более чем актуален.
Прежде всего, российская индустрия печати сегодня остро нуждаются в точечной поддержке государства. В мире для этих целей применяется широкий спектр инициатив: льготное налогообложение печатной периодики, пониженные арендные ставки, госзаказы на размещение социальной рекламы, дотации на подписку и т.д. Многое из этого у нас тоже есть. Но, во-первых, не всё. А, во-вторых, меры государственной поддержки индустрии печатных СМИ, а шире – печати (имеющиеся и перспективные), на наш взгляд, следовало бы объединить в единой программе поддержки печатных СМИ, книгоиздания и чтения в стране. Добиться принятие такой программы с перечнем конкретных мер, на мой взгляд, задача №1 для всех нас. То есть, и для Федерального агентства по печати, и для Союза предприятий печатной индустрии, и для Союза журналистов России, и для Общественной палаты, и для всех других государственных и общественных институтов, кого волнуют интересы сохранения и безопасности нашего информационного пространства.
Что можно и следовало бы предпринять? Прежде всего, во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.04.2017 №719-р «Об утверждении комплекса мер по поддержке развития негосударственных организаций в сфере книготорговли», разработать и принять во всех регионах России специальные программы социально-экономической поддержки индустрии печати. Предусмотрев в них, прежде всего, меры, направленные на расширение продаж прессы через специализированные киоски, в ритейле, почтовых отделениях и по подписке. Эффективность такого подхода, например, подтверждает практика Липецкой и Воронежской областей.
Второе: анализ ситуации на рынке печатных СМИ России позволяет утверждать, что улучшение бизнес-климата на этом рынке зависит не столько от прямого бюджетного субсидирования его участников, сколько от создания на государственном и муниципальном уровне оптимальных условий для ведения издательского бизнеса и получения достойной денежной выручки от этого вида деятельности. Для чего необходимо изменить или оптимизировать ряд действующих законодательных и административно-правовых норм, регулирующих рынок периодической печати. Цель изменений - больший учёт специфики издательского бизнеса. Конкретно, изменения надо вносить в Налоговый Кодекс Российской Федерации, в федеральные законы «О рекламе», «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и некоторые другие для того, чтобы:
- скорректировать нормы списания нереализованных тиражей периодики с возможностью отнесения затрат на себестоимость с 10% до 30%;
- вернуть в печатные СМИ в разумных пределах запрещённую в настоящее время рекламу медицинских препаратов, БАДов, алкоголя и табака;
- приравнять печатную периодику к скоропортящимся товарам с точки зрения сроков оплаты по итогам их реализации;
- вернуть издателям печатных СМИ, ранее существовавшие льготы по уплате страховых взносов;
- отменить для издателей периодики экологический сбор, как трудно объяснимый нонсенс;
- включить прессу в число обязательных товаров, реализуемых в магазинах сетевой торговли и в почтовых отделениях;
- обеспечить безусловное выполнение постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года № 291 (в редакции постановлений от 06.09.2016 № 885 и от 29.06.2017 № 777), которое определяет минимум торговых объектов по продаже прессы на 1000 человек населения. (К слову, на данный момент его выполняют 28 субъектов Российской Федерации из 85-ти).
Стабилизацию розничного рынка распространения прессы важно дополнить мерами, направленными на сохранение и развитие института подписки на неё. Прежде всего, вернуть ежегодные дотации государства ФГУП «Почта России» в размере около 6 млрд руб. на покрытие убытков, связанных с оформлением и доставкой подписных изданий населению. А также разработать и реализовать региональные программы популяризации подписки во всех субъектах Российской Федерации, особенно среди молодёжи.
В рамках этих мер, например, можно было бы определять ФГУП «Почта России» на каждую подписную кампанию нормативы (государственное задание) по количеству оформленных подписных тиражей и объёму собранных подписных средств. Применять для подписчиков на 2 и более изданий дифференцированные скидки. Поощрять передовой опыт ведущих издателей и ряда российских регионов (Чечня, Татарстан и др.) по развитию льготой подписки для различных категорий населения - ветеранов войны и труда, инвалидов, лиц, проживающих в сельской местности и на территориях со сложной социально-экономической обстановкой, установив для них понижающий подписной коэффициент или фиксированные скидки.
Крайне важно при этом ограничивать уровнем официальной инфляции рост почтовых подписных тарифов, цен на магистральные перевозки прессы, полиграфические материалы, газетную и офсетную бумаги, в том числе, используя механизмы таможенного регулирования.
Освободить от казначейского сопровождения договоры (соглашения) о предоставлении государственных субсидий всем печатным СМИ, а не только региональным и местным.
Принять на муниципальном уровне дополнительные меры по повышению общей доступности книжной и периодической печатной продукции для населения за счёт расширения количества розничных точек её продаже (включая магазины сетевой торговли), увеличения ассортимента продукции, реализуемой в киосках и павильонах прессы, почтовых отделениях,
Наконец, давно пора включить показатель «обеспеченность киосками (павильонами) по продаже прессы и книжными магазинами в расчёте на 1000 человек населения» в группу показателей, участвующих в расчёте рейтинга эффективности губернаторов.
Возможны и другие меры. Кстати, именно этого требуют от всех государственных и муниципальных властных структур, а равно самих участников рынка печати, ряд поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина, распоряжений и поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, касающихся государственной поддержки печатных СМИ.
В их числе, поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина Правительству Российской Федерации, ФАС России, Минэкономразвития России, Минпромторгу России, Минкомсвязи России и Генпрокуратуре России от 8 июня 2015 № Пр-1152 и от 04.05.2017 № Пр-889 по итогам II и IV Медиафорумов независимых региональных и местных СМИ «Правда и справедливость» в Санкт-Петербурге; резолюция Президента Российской Федерации Пр-342 от 24.02.2015 года на письме главных редакторов газет «Московский комсомолец» (П.Н. Гусев), «Комсомольская правда» (В.Н. Сунгоркин), «Российская газета» (В.А. Фронин), «Аргументы и факты» (Н.И. Зятьков), адресованном ему; поручения Председателя Правительства Российской Федерации по итогам Книжного фестиваля «Красная площадь» 2015, 2016 и 2017 годов и др.
Данные поручения, преимущественно инициировало Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям при активном участии отраслевых организаций, прежде всего, Союза предприятий печатной индустрии. Но выполняются они сегодня с разной степенью полноты. Особенно поручения и распоряжения, касающиеся оптимизации законодательного и нормативно-правового регулирования рынка печатных СМИ, сдерживания роста цен на бумагу, почтовых подписных тарифов, стоимости магистральных и внутрирегиональных перевозок прессы структурами ФГУП «Почта России», обеспечения большей доступности периодических печатных изданий и книг для населения.
Повысить результативность этой работы можно, но только объединив и активизировав усилия всех заинтересованных структур, причём чётко направив их в единое русло.
При этом следует отметить, что уровень государственной поддержки рынка печатных СМИ в Российской Федерации сегодня достаточно высок. Так, нерекламные и неэротические печатные СМИ облагаются НДС по льготной 10% ставке, и эту ставку удалось сохранить с 1 января следующего года. Бумага и картон, закупаемые за рубежом издателями и полиграфистами для производства газет, журналов и книг, связанных с образованием, наукой и культурой, при ввозе в Россию не облагаются таможенными пошлинами по условиям Флорентийского соглашения и Протокола к нему. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются средства на субсидирование социально значимых проектов в печатных СМИ, выпуск социально значимой литературы, периодики и книг для инвалидов по зрению. По оценке Общественной палаты, уровень ежегодной поддержки региональных и местных СМИ из бюджетов субъектов страны составляет более 37 млрд руб. Правда, большая часть этих средств направляется на поддержку телевидения и проектов в интернете.
Принципиально важно, однако, что необходимость совершенствования механизмов господдержки печатных СМИ в современной России никем не оспаривается. Причём особое внимание на самом высоком государственном уровне уделяется поддержке региональной и местной прессы. В 2018 году, например, уровень поддержки социально значимых проектов в региональных и муниципальных печатных СМИ вырос с 300 до 500 млн рублей. Тогда как ситуация с господдержкой общефедеральной изданий обстоит много хуже. Объём бюджетного субсидирования этой категории изданий меньше в 10 раз, и, в отличие от региональных и местных изданий, субсидии федеральным газетам и журналам с 2017 года обременены казначейским сопровождением, что создаёт огромные трудности для издателей при их получении, хотя основными их получателями являются небольшие детские, литературно-художественные и культурно-просветительные издания.