Доклад В.И. Кокорева на конференции «Состояние, проблемы и перспективы развития рынка российской периодической печати»

В.И. Кокорев, первый заместитель генерального директора ОАО «Агентство Роспечать», выступил с докладом перед участниками Всероссийской отраслевой конференции 8 ноября с.г.  

Проблемы, имеющиеся на рынке подписки, постоянно находятся в центре внимания Комитета по подписке нашей общественной организации. На последнем заседании Комитета в сентябре этого года были рассмотрены итоги подписной кампании

на II полугодие 2018 года. Было отмечено, что в целом кампания была проведена без серьезных сбоев. Каталоги подписных агентств были своевременно изготовлены и

до открытия полугодовой подписки поступили во все почтовые отделения.

Агентством «Роспечать» была организована традиционная проверка их наличия

в 1.100 ОС по всей стране и в 339 (31%) было зафиксировано отсутствие одного из каталогов. Однако оперативные меры по устранению нарушений были приняты почтовиками

на местах и воздействие Департамента подписки ФГУП «Почта России» имело редкие случаи. Стремление к усовершенствованию системы подписки в отделениях почты еще раз было подчеркнуто руководителем Департамента М.Н. Кисловой. На заседании Комитета она рассказала об учебе операторов ОПС навыкам приема подписки и работы с клиентами, что очень важно в свете кадровых изменений в почтовом ведомстве.

Однако итоги подписной кампании на II полугодие 2018 года по отношению

к аналогичному периоду по подписным агентствам показали определенное сокращение.

На снижение подписных тиражей влияют множество факторов. Это и экономическая ситуация в стране, рост издательских издержек, развитие интернет пространства, потеря

у населения интереса к чтению и т.д. Но наиболее тревожным фактором, по мнению подписных агентств, является возможный переток подписных заказов в пользу почтового подписного агентства. Особые опасения по итогам подписной кампании на II полугодие 2018 года вызывают результаты подписки в УФПС Магаданской, Сахалинской, Амурской областей, Приморского края, Чукотского АО, республик Ингушетия, Дагестан и Кабардино-Балкария.

Наиболее хорошие результаты отмечаются в УФПС Еврейской АО, Рязанской, Челябинской, Тульской, Самарской областях.

По-прежнему на хорошем уровне остается издательская подписка, которая обрабатывается в агентстве. По отношению к 2017 году, объем перечислений почте

за доставку по издательской подписке вырос на 3% и составил более 100 млн. руб.

По-разному складывается ситуация с результатами подписки по альтернативным каналам. Так, ряд предприятий показал рост подписных тиражей: ООО «Международное агентство соотечественник» - 273%, «ЦДЛ Саранск» - 175%, Деловая пресса (Москва) – 125%, Прессинформ (Санкт-Петербург) – 124%. Выросли по тиражам предприятия Урал-Пресс

в Санкт-Петербурге, Омске, Тюмени, Краснодаре.

Рост цен на издания по подписке отмечается каждые полгода. Растет себестоимость изданий и в первую очередь за счет повышения цен на бумагу, но анализ показал, что почтовая наценка растет еще выше. Проведенный анализ по второй зоне нахождения УФПС (свыше 20 предприятий) показал следующие результаты:

В категории ежедневной газеты:

- «Московский Комсомолец»

Доля почты в 2017 году – 69%, в 2018 – 73%, 2019 – 74%. Причем, каталожная цена газеты не менялась (453,4 руб., подписная – 1.744 руб.) три года.

В категории еженедельной газеты:

- «Огонек»

Доля почты в 2017 – 57%, в 2018 – 62%, в 2019 – 63%.

В категории ежемесячного издания:

- журнал «Эль»

Доля почты в 2017 – 50%, в 2018 – 53%, в 2019 – 56%.

Если кто помнит, то до отмены государственных субсидий на подписку, удельный вес затрат на доставку в общей подписной цене составлял порядка 25-30%.

По-прежнему наблюдается хроническая издательская болезнь – задержки с выходом изданий в свет, что тоже значительно влияет на сокращение объемов подписки. На конец мая текущего года в доставке на I полугодие имели сбои графика выхода более 1.200 изданий или 28% от всех изданий в каталогах РП и АПР (125 газет и 1.164 журнала). Серьезные задержки с выходом, более 1 месяца, по I полугодию 2018 года были зафиксированы у 484 изданий – это 18% от всего перечня подписных наименований.

Во II полугодии 2018 года пока на сегодняшний день мы насчитываем 364 наименования или 15% от всего количества. К сожалению, не все издатели сообщают о нарушении графика выхода, что еще больше нагнетает ситуацию в работе с подписчиком.

Еще более тревожное положение с изданиями, у которых не вышел ни один номер.

Вот статистика по количеству невышедших изданий:

в I полугодии 2017 года – 84 (2,4%), во II полугодии 2017 года – 119 (3,4%), 

в I п. 2018 г. – 258 (8%).

Следующая категория издателей-нарушителей договора подписки, это те, кто прекратил выпуск номеров во время подписного периода.

По прекращенной подписке зафиксировано: в 2016 г. – 73 издания, в 2017 г. – 106 изданий, в 2018 г. – пока 10 изданий (Список). При чем известные, со своей историей, издания: «Миша», «Гео», «Геолёнок», «Гала-биография», «Рыболов», «Образование

и культура», «Муниципальная власть».

В настоящее время наши агентства уделяют значительное внимание на выяснение ситуации с невышедшими изданиями, а это трудовые и временные затраты. В большинстве случаев издателям уже перечислены подписные суммы и в случае невыхода газет

и журналов эти деньги нужно вернуть подписчикам. К сожалению, это не всегда получается у издателей и по условиям договора эти суммы перечисляются из средств агентств. Как показывает статистика, число издателей с невышедшими и прекращенными изданиями постоянно растет, соответственно растут потери агентств. Все это заставляет нас более внимательно относиться к перечислению подписных сумм.

 Особое внимание Агентство «Роспечать» уделяет развитию интернет-подписки.

В прошлом году был обновлен сайт агентства. Его усовершенствование привело

к увеличению посетителей на 22% (31,563), а количество просмотров возросло на 33%. Основные посетители (37%) – люди в возрасте 25-35 лет. Объем интернет-подписки вырос по отношению к прошлому году на 8%.

Также наблюдается рост подписки в сегменте электронных версий. Их базовый ассортимент в 2018 году в агентстве вырос в 3 раза и насчитывает 1.456 изданий. Растет

и количество подписчиков на электронные версии. По отношению к прошлому году рост подписчиков составил 14%. Зато значительно (на 150%) вырос объем подписных сумм. Лидером по востребованности электронных версий являются: «Ведомости», «Financial Times», «Коммерсант», «Economist», «Вестник экономического правосудия».

И в заключении хотел сказать еще об одном нашем традиционном сегменте – подписка на российские издания за рубежом. Агентство работает в этом направлении

с 12 странами:

Азербайджанская Республика

Республика Армения

Республика Беларусь

Грузия

Республика Казахстан

Кыргызская Республика

Литовская Республика

Республика Молдова

Республика Таджикистан

Украина

Республика Узбекистан

Мы принимаем заказы от 30 зарубежных предприятий и объем подписных сумм

в 2018 году немного уменьшился. Надо отметить высокую конкуренцию среди организаций, проводящих подписку на российские издания. Так в Азербайджане 6 таких предприятий, в Казахстане – 5, в Армении – 5, по 3 в Грузии, Молдове и Украине.

В общем объеме подписных сумм на российские издания по странам лидируют: Киргизия, Молдова, Азербайджан, Казахстан.