Автолавкам дают «зелёный свет»

Правительство намерено значительно упростить работу мобильных торговых точек

Российские предприниматели скоро получат дополнительные каналы сбыта продукции малых и средних товаропроизводителей, а граждане - больше торговых точек в шаговой доступности. Разработанный Минпромторгом законопроект избавляет мелких коммерсантов от бумажной волокиты в разных согласительных инстанциях, оставив хозяйствующим субъектам лишь заявительный принцип при выборе места для реализации товаров в нестационарных торговых объектах.

Торговать «с колёс» станет легче

Сегодня бизнесмены, занимающиеся торговлей «с колёс» в российских городах и весях, работают на различных правовых основаниях и условиях, которые особенности развозной коммерции абсолютно не учитывают. И понятно, что лишённая в регионах единомыслия трактовка деятельности торговых объектов на базе автотранспортных средств явно на пользу бизнесу не идёт. Бюрократические препоны, порой, отбивают всю охоту заниматься предпринимательством.

Примерно та же картина наблюдается и на федеральном уровне, где отсутствует единообразный подход при оформлении права на размещение нестационарных торговых объектов и установления платы за это. В Минпромторге посчитали, что все эти обстоятельства серьёзно препятствуют развитию малого и среднего предпринимательства, а потому вышли с инициативой изменить некоторые нормы законов о торговле и общих принципах организации местного самоуправления.

Главной изюминкой инициативы можно считать заявительный принцип для ведения бизнеса любым хозяйствующим субъектом, использующим мобильные торговые площади. Предпринимателю остаётся только выбрать место, по параметрам подходящее для торговой деятельности, и указать, что он хочет здесь работать.

Также поправки закрепляют на федеральном уровне общие принципы и правила регулирования нестационарной торговли, создание для неё благоприятных условий, а также варианты и общие принципы юридического оформления права на размещение автомагазинов.

Кроме того, нововведение гарантирует предпринимателям адекватную замену мест торговли и сохранение бизнеса, если место, где размещён мобильный магазин, требуется для государственных или муниципальных нужд.

Развозная коммерция займёт своё место

Предлагаемое законопроектом выделение автомагазинов и автолавок в отдельную категорию, по мнению заместителя председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Вячеслава Тимченко, создаст благоприятные условия для развития мобильной торговли, которая имеет ряд особенностей и преимуществ, отличающих её от других форматов.

«Такая поддержка Правительством малого и среднего бизнеса важна сегодня и актуальна, но хочется сказать, что и предприниматели, в свою очередь, не должны забывать о качестве предоставляемых населению услуг и товаров», — напомнил сенатор.

Парламентарий убеждён, что забота кабмина об упрощении деятельности передвижных магазинчиков явно поспособствует реализации стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года.

Предполагается, что торговая деятельность мобильных торговых точек будет вестись на основании свидетельств, выдаваемых муниципалитетами, которые будут формировать и вести реестр таких объектов. Причём для территорий с разной численностью населения законопроект предлагает разные подходы.

Так, для населённых пунктов, где проживает менее 50 тысяч человек, устанавливаются лишь общие требования к организации развозной торговли. В населённых пунктах с численностью от 50 тысяч до 100 тысяч человек органам местного самоуправления предоставляется право устанавливать полностью или частично предусмотренные законопроектом требования к организации развозной торговли. В населённых пунктах с численностью более 100 тысяч человек устанавливаются наиболее жёсткие требования, касающиеся технического состояния и функционального оснащения транспортного средства, с помощью которого ведётся развозная торговля.

Пока в Минпромторге думали над тем, как облегчить работу мобильных магазинчиков, другой разряд небольших торговых точек — газетные киоски — едва не лишились права на существование, не вмешайся Госдума. Дело в том, что требование нового «дорожного» стандарта, который начал действовать в России с 1 сентября, предполагал едва ли не полный запрет любых торговых точек на тротуарах, в том числе и газетных киосков.

Первыми тревогу забили предприниматели из Санкт-Петербурга, которым городской комитет по благоустройству разослал предписания о сносе киосков. Бизнесмены, торгующие периодикой, обратились за помощью в комитет по печати и взаимодействию со СМИ городской администрации, который встал на их сторону. На этом этапе к решению спорной ситуации подключился депутат Госдумы от Петербурга Михаил Романов.

«Введение указанного запрета фактически ставит под угрозу систему распространения периодической печатной продукции как в Санкт-Петербурге, так и во всех других регионах», — написал обеспокоенный законодатель в своём запросе в Росстандарт.

«Парламентская газета» ранее сообщала, что по предложению Романова в конце октября на площадке Госдумы прошло совещание с руководством Росстандарта и Роспечати, представителями разработавшего стандарт РосДорНИИ, а также центрального аппарата МВД. Оказалось, что, согласно ещё одному ГОСТ, который действует 10 лет, любые пункты торговли, в том числе и киоски с прессой, относятся к элементам обустройства. А это совсем не «посторонние предметы». Киоск — это безальтернативная система продаж периодической печати, особенно ежедневных газет.

Уже в начале ноября Росстандарт выпустил поправку к ГОСТ, в которой сделана сноска о том, что под его действие не подпадают киоски на тротуарах.

«Решения приняты, стандарт уточнён, больше нет никаких оснований расторгать договоры с владельцами точек и демонтировать законно установленные нестационарные торговые объекты», — сказал Михаил Романов «Парламентской газете».

Валерий Филоненко

Источник: Парламентская газета