Бренд, переживший своё время
До революции экспедированием и доставкой печатной продукции занимались артели и частные подписные конторы. В 1906 году на железнодорожных станциях появилась сеть газетно-журнальных киосков «Контрагентства А.С. Суворина» (известного издателя и просветителя). Спустя год после Октябрьской революции Советы депутатов для координации работы всех учреждений, занимавшихся реализацией печатной продукции, учредили агентство «Центропечать». Оно бесплатно снабжало газетами фронты Гражданской войны, организовывало агитпункты, агитвыставки и агитпоезда, выпускало граммофонные записи речей Ленина и других вождей большевиков.
В 1922 году агентство реорганизовалось в «Товарищество на паях контрагентства печати», а в 1930-м — во Всесоюзное объединение «Союзпечать». Последнее вело продажу на территории СССР по подписке и в розницу выпускавшихся в стране и за рубежом газет и журналов. Наряду с организационно-технологическими функциями объединение выполняло задачи по идеологическому воспитанию общества.
Разветвленная сеть розничной торговли печатной продукцией в советское время включала отделения и агентства на местах, специализированные магазины, киоски, передвижные средства торговли, автоматы по продаже газет и журналов. Помимо периодики, продавались филателистические товары, книги, брошюры, изопродукция, нагрудные значки. Союзпечать как структура перестала существовать в 1994 году. Но из оборота бренд не ушёл. Его имя носят НП «Национальная сеть распространения прессы», действующее на территории России и Белоруссии, ряд предприятий в российских регионах и некоторых странах СНГ. Главное управленческое звено в подотрасли Союзпечать сумела сохранить и развить заложенный потенциал.
Cегодня правопреемником Центропечати стало АО «Агентство «Роспечать». Оно по-прежнему является одним из лидеров среди дистрибьюторов периодики в стране как в подписном, так и в розничном распространении.
Стагнация на рынке вызывает тревогу
О ситуации на российском рынке распространения печатной периодики в последние годы говорится много. Большинство издателей и распространителей прессы озабочены стагнационными процессами, которые ведут к развитию кризисной ситуации на рынке. «Для нас основным показателем оценки дистрибуции периодики является уровень реализованных подписных и розничных тиражей, а он постоянно сокращается, что вызывает большую тревогу», — сообщил первый замгендиректора «Роспечати» Виктор Кокорев.
Действительно, и эксперты рынка, и сами журналисты отмечают продолжающееся падение покупательной способности и читательского спроса населения, постоянный рост цен на бумагу, типографские и экспедиционные услуги, последствия отмены государственного субсидирования подписки, а также неоднозначную экономическую ситуацию в стране. Все эти факторы плюс масштабное развитие интернет-пространства с его зачастую некачественной и даже фейковой информационной составляющей сказываются на состоянии отрасли распространения печатной прессы.
Как следствие, закрываются многие периодические издания и издательские дома, резко снижается рентабельность дистрибьюторских компаний. Сокращаются киосковые сети, а то и завершается распространительская деятельность.
«Нам, несмотря на тяжелую ситуацию, удалось сохранить киосковую сеть в 17 регионах нашей страны. Для многих розничных распространителей доходы от продаж газет и журналов не позволяют содержать существующее количество торговых точек. Имеет место тенденция закрытия нерентабельных киосков и прекращения интереса к продажам периодики», — говорит Виктор Кокорев.
За последние два десятилетия медийная среда изменилась коренным образом. Возникает вопрос: актуально ли в эпоху тотальной цифровизации думать над тем, как улучшить распространение печатной продукции? Ответ дан в принятой Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы. Сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения информтоваров и услуг — один из её основополагающих принципов.
Можно ли устоять против «цифры»?
В оценке ситуации на рынке печатной продукции, пожалуй, единодушны и его субъекты, и потребители, и власть. Глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский признал, выступая на XX Всемирном конгрессе русской прессы 25 сентября 2018 года в Нью-Йорке, что национальный рынок с начала 2010-х годов переживает едва ли не самую трудную ситуацию за постсоветский период. Доходы российских издателей газет и журналов с каждым годом падают, расходы растут. «Натиск «цифры» заставляет прессу избрать мультимедийный путь развития на основе производства и распространения качественного редакционного контента всеми доступными способами, — заявил он. — Это диктует курс на производство универсального продукта, пригодного для размещения в газете и журнале, на видеохостинге, продвижения в соцсетях и мессенджерах». А уж читатель выберет, где ему удобнее с ним познакомиться.
Общемировой тренд на снижение тиражей печатных изданий и их доли на информационном рынке у нас выражен особенно остро. И дело не только в быстром росте числа пользователей сети Интернет (более 80 миллионов россиян), но и в политике государства. А ведь распространение прессы — одно из ключевых звеньев в системе единого информационного пространства страны. Далеко не всё здесь должно зависеть от «регулирующей руки» рынка и действий его участников. Так, отмена госсубсидирования подписки привела, считай, к 40-50-процентному падению подписных тиражей, снижению экономических показателей всех субъектов процесса и, главное, сокращению подписной аудитории.
Издательское сообщество постоянно поднимает вопрос о возобновлении предоставления госсубсидий почтовому ведомству на компенсацию убытков по доставке подписных изданий населению, но он до сих пор не решён. «Мало кто из москвичей не заметил, как резко уменьшилось число газетных киосков в столице. Да может, только в ней?» — интересуюсь я у первого зампреда Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций Александра Малькевича.
«С киосками состояние плачевное, — соглашается он. — Комиссия почти за полтора года последнего созыва плотно занималась данной темой, обсуждала на региональных площадках, медиафорумах и пришла к выводу, что государство совершенно выпустило её из своего внимания… Существуют нормативы по числу газетных киосков на количество жителей, но они практически нигде не выполняются. И никому за это ничего не бывает. В регионах гораздо хуже, чем в Москве…»
Газетные киоски душит аренда
Мой собеседник сам огромное количество СМИ потребляет на смартфоне, в мобильных версиях или разных новостных лентах, ведет личный новостной телеграм-канал. «Тем не менее его возмущает сложившаяся ситуация: «В Омске, где я работал, ставка 100-процентная, как при продаже пива, сигарет, еды», — объясняет Малькевич. — Поэтому аренду берут под печатную продукцию, а половина киосков сдается в субаренду под торговлю пивом и шаурмой-шавермой. Ну есть ведь разница между продажей пищи духовной и алкоголя. В первом случае выполняется социальная функция, и тут нужна поддержка, преференции. В регионах мы слышим разные отговорки, почему этого нет».
В Общественной палате подготовлены инициативы, с которыми комиссия обратится в Госдуму. Предлагается в федеральном законе прописать нулевую или 10-процентную ставку аренды. Чтобы люди работали без убытков, в маленький плюсик.
«Может, я кому-то покажусь представителем «олд скул» (старой школы), но иногда мне приходит мысль о том, что неплохо перевоссоздать «Роспечать» по модели Ростелекома или «Почты России», — поделился своей идеей Александр Малькевич. — Чтобы была единая система по стране, с единой арендной ставкой, киосками единого дизайна. Предлагаю взять за образец пример Севастополя, где дело обстоит великолепно. Киоски там большие, удобные. А можно сделать не столько киоски, сколько остановочные павильоны рядом с автовокзалами. С продажей книг, газет, журналов, кофе-чая, булочек, Wi-Fi, размещением социальной рекламы.
Это непонятно жителям столичных мегаполисов, а в регионах, где люди порой ждут транспорта по 30-40 минут, новшество оценят, убеждён он. Такой очажок будущего уже действует в Магасе (Ингушетия), где мэром является бывший блогер. В остановочном павильоне можно купить журнал, газету, скачать по Wi-Fi книжку в дорогу бесплатно или незадорого, подкрепиться бутербродом. И продавец какую-то копеечку получает. «Было бы неплохо расставить по 10, 15, 20 точек в зависимости от размера населённого пункта в масштабах всей страны… Они станут культурными центрами притяжения для людей», — уверен Малькевич.
На днях в Госдуме на «круглом столе» обсудили практику применения введённого в сентябре нового нацстандарта ГОСТ Р 50597-2017, запретившего размещать нестационарные торговые объекты на тротуарах. Из-за неправильной трактовки под «раздачу» попали и газетные киоски. Благодаря депутатскому вмешательству, а именно запросу зампреда думского Комитета по контролю и регламенту Михаила Романова, ситуация прояснена. Росстандарт разъяснил, что киоски по продаже прессы под новый ГОСТ не подпадают.
Об этом векторе заявил нашему журналу и зампред Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов (ЛДПР): «Многие печатные издания уже выходят в цифровом виде. За этим будущее. Поэтому дополнительные меры поддержки именно печатных изданий, на мой взгляд, не имеют смысла. Это все равно что пытаться поддерживать отрасль на паровой тяге, когда весь мир уже использует ядерную энергию или энергию солнца».
И всё же депутаты содействие оказывают. Недавно был принят закон, разрешающий увеличение объёма рекламы в печатных изданиях и телеэфире. Сохранится ли льготная 10-процентная ставка НДС на распространение периодической печати или повысится до 18? Это вопрос к Минфину, ответил парламентарий. «А всё же почему в европейских столицах гораздо больше газетных киосков, чем в Москве?» — уточнила я. «Да, их больше, — согласился Андрей Свинцов. — Но зато пространство возле станций метро, в частности в Лондоне, просто завалено брошенными газетами вместе со стаканчиками из-под кофе, упаковками от фастфуда и прочим мусором. И это не красит столицу Великобритании. То же и в Париже, может, Берлин почище. Зачем нам превращать город в помойку? Кто хочет узнать новости, может открыть смартфон».
Зампред комитета отметил, что бумажные издания дают работу большому количеству людей творческих профессий и никто жесткими решениями уничтожать эту отрасль не собирается. Но и рассчитывать на какую-то сильную помощь из федерального бюджета сейчас тоже не стоит.
У профессионального сообщества мнение несколько другое. В Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям полагают, что государство должно точно, с учётом глобальных угроз и вызовов, определить место периодической печати в современном информационном и цивилизационном пространстве РФ. И даже в условиях безудержного развития Интернета и цифровых технологий в мультимедийности наметить пути совершенствования господдержки и госрегулирования отрасли бумажных СМИ.
Особенно в сфере налогообложения, модернизации сетей розничного и подписного распространения, в том числе на цифровых носителях, снижения производственных затрат, вопросе цен на бумагу и полиграфию. Одним из шагов в этом направлении стало распоряжение Правительства от 17 апреля 2017 года, где содержится комплекс мер по поддержке негосударственных организаций в сфере книготорговли и распространения печатных СМИ. Наверное, всё же рано списывать бумажную прессу в утиль. Она еще может послужить обществу.
Людмила Глазкова
Источник: Парламентская газета