Правительство приказало российским газетам сдохнуть?

Чтобы понять, насколько дикая ситуация сложилась в России с газетной бумагой, надо знать всего пару цифр. Общий объём производства такой бумаги в нашей стране – 1, 469 млн т в год. Казалось бы, это немало, и газетной бумаги должно быть в избытке – цены на эту продукцию не должны расти. Однако всё совсем не так – как радостно отрапортовали крупнейшие целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК) России, объём экспорта газетной бумаги ещё в 2016 г. превысил миллион тонн. А в прошлом году он вымахал до 1, 13 млн тонн. Проще говоря, на экспорт ушло 78, 5% столь нужного внутри России товара. В результате цены на газетную бумагу резко выросли и уже стали неподъёмными для отечественных изданий. Поразительно, но наша бумага вполне доступна, к примеру, на Украине – там на ней печатаются все русофобские газеты. Но обо всём по порядку.

Наша бумага работает против России

Россия снабжает газетной бумагой ни много ни мало 100 стран мира. Прежде чем рассказать, кому, сколько и почём отгружаем, стоит отметить один выдающийся факт. Среди мировых держав есть уникальная страна, которая целиком и полностью зависит от российских поставок. Нет, это не пустынная Монголия, это не какая-нибудь горная страна, полностью лишённая собственного лесного покрова, – это Украина.

В газетно-бумажном плане Украина зависит от нас на 80%! Чему удивляться, в соседней стране почти ничего не осталось от собственного производства. Для справки: с 2013 по 2016 г. ВВП Украины в пересчёте на доллары уменьшился ровно в два раза: с 183 млрд долларов до 90 миллиардов. Это[end_short_text] спад на 100%, при этом в прошлом году ВВП соседнего государства упал ещё на 18%. Даже в Великую депрессию, которая до сих пор остаётся страшнейшим экономическим кошмаром западных стран, падение ВВП в США было всего на четверть. То есть у соседа сейчас та же Великая депрессия, только четырёх-, а то и пятикратной силы. Недавно экономисты устроили бурный спор, стала ли в 2017 г. Украина беднейшей страной Европы или она всё-таки пока на предпоследнем месте.

Кроме прочего из всей некогда достаточно мощной украинской деревообрабатывающей промышленности к 2018 г. сохранились только два предприятия, способных выпускать какую бы то ни было бумагу. Это Коростышевская бумажная фабрика в Житомирской области и Змиёвская бумажная фабрика в Харьковской. Оба завода крохотные, безмерно устарели, мощности ничтожны, не покрывают даже пятой части потребностей украинских печатных СМИ. Какое-то время Украина делала вид, будто может обойтись без российских поставок, втридорога закупая бумагу в Польше. Но даже в самом разгаре объёмы были несопоставимо меньше экспорта из РФ. Из Польши шло примерно 5% украинского бумажного импорта, ещё 15% – из Белоруссии. Всё остальное даёт и давала Россия.

А теперь давайте почитаем, что пишут украинские газеты на русской бумаге. В Киеве уже давно стали привычными призывы начать войну с Россией и взять Москву: «Вернуть Донбасс силой, к сожалению, Украина сейчас не может по одной причине – потому что закончить блицкриг необходимо не в Донецке, а на Красной площади в Москве». Пока на такую риторику в нашей стране реагируют в основном со смехом. Мол, куда там шароварникам с их разваливающейся армией.

Между тем дело выглядит значительно серьёзнее. С помощью газет украинские националисты воспитывают детей, которым со школьной скамьи внушают, что русских надо уничтожать. Много шуму ровно два года назад наделала следующая история. Выяснилось, что на Украине школьникам раздавали газеты с призывами к убийству россиян.Обо всём случившемся рассказала на своей странице в социальной сети «Одноклассники» гражданка Украины Наталья Лапина. Она опубликовала полосы газеты «Кропивач»,на обложке которойкрасивая украинская девочка как бы обращается к своему отцу «Тато, убiй россiянина». «Такое печатное издание раздают детям на территории Донецкой и Луганской областей, подконтрольных официальному Киеву. Называется восьмиполосная газетёнка «Кропивач». Это малобюджетное издание с чёрно-белыми картинками и статьями, за которое родители учеников должны заплатить свои кровные. Прочитав эту дрянь, хочется вымыть руки и поставить к стенке авторов, издателей и распространителей сего «высокодуховного» шедевра украинствующей мысли», – написала Лапина.

По словам Лапиной, в газете было опубликовано четыре статьи: о том, как уехать из Украины в Польшу на заработки, о том, что коррупцию на Украине нельзя контролировать, и историческая заметка об украинской Центральной раде, написанной в антироссийской риторике. Но главным материалом номера была статья под заголовком «Что такое русофобия?»:«Самое страшное – на русском языке опубликован некий программный документ под названием «Что такое русофобия?» В нём подводятся идеологические основы для оправдания той ненависти и злобы, которая насаждается сегодня на Украине. Несколько цитат – и вы всё поймёте: «Русская идентификация может рассматриваться только в виде тяжёлой ментальной патологии», «Российская Федерация как единое государство существует вопреки историческим и социальным тенденциям», «Россия по сей день остаётся тюрьмой народов» и так далее. Основная мысль этой статьи – Россия не нужна, статья обесчеловечивает всех русских, все 142 миллиона россиян, включая маленьких детей». Бумага – российская.

Достаётся и евреям

При этом не редкость на Украине появление подобных статей не только о русских, но и о евреях. В феврале этого года украинская газета «Чертковский вестник», выходящая в городе Чертков Тернопольской области Украины, вышла с редакционной статьёй под названием «Жиды или евреи?». Об этом стало известно благодаря директору Украинского еврейского комитета Эдуарду Долинскому. Причём статья подписана главным редактором газеты Марьяной Полянской, которая решила выяснить, почему при власти на Украине «так много жидов». Нисколько не смущаясь, Полянская повторила все антисемитские мифы, которые активно культивировались в Третьем рейхе, который для неё, видимо, является примером.

Возможно, поэтому она стала утверждать, что евреи уже захватили власть во всём мире: «Мы сейчас можем наблюдать, как жиды активно укореняются среди всех ветвей власти многих стран мира. Дональд Трамп, Ангела Меркель, бывший президент Грузии Михаил Саакашвили, бывший президент Франции Жак Ширак, бывший президент Франции Николя Саркози, бывший премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, бывший президент США Гарри Трумэн, бывший президент США Авраам Линкольн и ещё много президентов – все они евреи». Вся эта фашистская хрень, напомним, печатается на произведённой в России бумаге.

После этого призывы украинских газет усилить санкции против нашей страны выглядят совсем уж детскими играми. Как пишет пресса Незалежной, «США остаются противниками строительства газопроводов «Северный поток – 2» и «Турецкий поток», по которым российский газ пойдёт в Европу в обход украинской территории. Киев вместе с Вашингтоном должен противодействовать этим проектам. Причины очень понятны: граждане Украины и Европы не должны стать заложниками Москвы – необходимо ввести санкции против всех участников строительства газопроводов».

Но может быть, хотя бы такая попытка ударить по карману «Газпрома» подвигнет правительство Дм. Медведева ввести санкции против поставок бумаги бандеровцам?Причём таким образом можно одним ударом убить двух зайцев: остановить киевскую пропаганду и остановить бешеный рост стоимости бумаги на внутреннем российском рынке. Дело в том, что украинским националистам взять бумагу больше негде. В марте 2018 г. польская газетно-бумажная промышленность погорела в прямом смысле слова. Грандиозный пожар на крупном целлюлозно-бумажном комбинате в Квидзыне, по сути, полностью уничтожил эту подотрасль польской промышленности. Это оказалось на руку биржевым спекулянтам, которые, используя польский пожар как предлог, в очередной раз сильно раздули европейские, а затем и мировые цены на газетную бумагу.

Немцам дешевле всех

Кстати, о ценах. Производители оправдывают рост стоимости бумаги в России тем, что якобы в РФ она заметно дешевле, чем в мире. Но газетная бумага – своеобразный товар, тут нет никакой единой мировой цены. Как нет ни малейшей зависимости от удалённости страны-покупателя. Иначе почему средняя стоимость российской газетной бумаги при поставках в Индию в 2017 г. была 390 долл. за тонну, тогда как в соседнюю с Индией Шри-Ланку она отправлялась по 448 долларов. В то же время Турция получала нашу бумагу по 380 долл., тогда как финнам её продавали уже по 390, Ирану вообще – по 468, Болгарии – по 440 долларов.

Между прочим, дешевле всего наша бумага достаётся немцам. Для них экспортная цена в тот момент была 349 долл. за тонну, что заметно ниже внутренних цен в России. При этом хорошо известно, что немецкие газеты являются самыми русофобскими в мире. По экспертным оценкам, СМИ ФРГ публикуют в пять раз больше негативных материалов о России, чем даже американская пресса. Порой кажется, что в своей пропаганде против России современные немцы превзошли самого Геббельса.

Пожалуй, самым известным русофобом является немецкий журналист Борис Райтшустер. Целых 16 лет (с 1999 по 2015 г.) он был руководителем московского бюро журнала Focus.Спрашивается, куда смотрел МИД и зачем российские власти столько лет терпели его на нашей территории?

Не так давноон дописался до чёртиков и, чтобы посеять страх и ужас перед Россией, обнаружил подпольную путинскую армию в Германии. Об этом Борис поведал в своей книге «Спрятанная война Путина». И она была напечатана на русской бумаге, так как ФРГ является её крупнейшим покупателем в Европе. В своём объёмном труде Райтшустер утверждает, что в ФРГ существует управляемая непосредственно Путиным сеть элитных школ спортивных единоборств Systema. Якобы она «должна готовить специалистов для использования в террористических целях».Обвинение сколь серьёзное, столь и бездоказательное.

Подобная неприкрытая немецкая русофобия волнует уже многих европейцев. Не так давно эксперты швейцарского университета в Базеле проанализировали материалы немецких газет о России и пришли к неутешительному выводу: «Среди них преобладают отрицательные репортажи, написанные в негативных и пренебрежительных тонах. Такого не было даже во времена холодной войны». К примеру, крупнейшая немецкая газета Sueddeutsche Zeitung (Мюнхен) практически любой репортаж из Москвы сопровождает упоминанием «пахнущих мочой лестничных клеток, где алкоголики в нижнем белье пьют водку». В таком же ключе деловая газета Handelsblatt описывает космодром Байконур: «Гигантский склад металлолома, на котором солдаты сидят развалясь, а старый главный инженер говорит, что его надежды уже давно утонули в водке, так как каждый удачный старт ракеты-носителя следует немедленно обмыть». Причём подобные цитаты можно продолжать буквально до бесконечности – их очень много. И всю эту блевотину печатают на российской бумаге!

После всего прочитанного остаётся только порадоваться, что немецкая пресса не опускается до украинского уровня: призывов убивать русских в ней пока нет. Всё же немцы хорошо усвоили урок, который им преподали в 1945 году. Уж не из милосердия ли к побеждённым наши производители бумаги дают немцам большой дисконт в отличие от покупателей-бандеровцев? Для Незалежной цена бумаги в прошлом году составляла 440 долл. за тонну. На 91 доллар дороже, чем ФРГ. Откуда у бандеровцев столько денег? Народ голодом и холодом морят, а засирать мозги – сколько угодно! Но российским газетам от этого не легче.

Рост цен в два раза

Сравним с российскими ценами. По статистике, в 2015–2017 гг. средняя стоимость газетной бумаги в нашей стране подскочила на четверть: с 22, 9 до 28, 6 тыс. руб. за тонну. В пересчёте по курсу это те же самые 440 долл., что и Украине. Фантастика!

То есть своим газетам бумагу все эти годы отгружали по той же цене, что украинцам, и куда дороже, чем индусам и немцам. Как говорится, докатились. Более того, в этом году комбинаты вообще сделали финт ушами – всего за полгода бумага внутри страны подорожала ещё на 25%. Это на столько же, на сколько за три предыдущих года. Этой осенью с отечественных газет за бумагу дерут уже по 43 тыс. руб. за тонну – почти двукратное подорожание с 2015 года. Призраки Степана Бандеры и доктора Геббельса восстали из могил и гладят владельцев наших бумкомбинатов по головкам – они победили?

Это примерно столько же, сколько сейчас составляет средняя экспортная цена, которая к ноябрю 2018 г. подобралась к 650 долл. за тонну. Но гораздо выше, чем экспортные цены для двух особых стран – Индии и Германии. То есть отечественные производители бумаги гнусно зарабатывают на далеко не богатых, часто вообще полунищих российских печатных СМИ больше, чем на европейских. Хорошо хоть индусы гадостей про нашу страну не пишут. Но всё же нельзя иностранцев любить больше, чем своих граждан, или всё дело в откатах? Это, конечно, всего лишь предположение.

Наживаются и финны

Отдельная тема – кого конкретно и в каком количестве Россия снабжает газетной бумагой. В Западной Европе наш крупнейший клиент с огромным отрывом – Германия, которая берёт до 150 тыс. т в год. Второе и третье места занимают чуть более дружественные Финляндия и Болгария, правда, их закупки невелики, по 15–30 тыс. т в год.

Впрочем, с финнами всё непросто, эта страна традиционно отменно жирует на российском лесе, дёшево закупает сырьё на нашем северо-западе. Это тот самый кругляк. Финны давно построили огромные ЦБК, где гонят из российского леса бумагу, оставляя себе основную прибыль. По выпуску бумаги Финляндия с производством 12, 5 млн т в год на пятом месте в мире, на девять строчек выше РФ, так как мы только четырнадцатые. В финских газетах, к слову, русофобии тоже хватает. Просто она не столь открытая и яркая, как немецкая и тем более украинская.

Как ни позорно, но по выпуску бумаги Россия отстаёт даже от крохотной Швеции, так же как от Франции, Италии и Канады. Тем временем наряду с Германией финны стали главным поставщиком бумаги для европейских печатных СМИ. Стыдно сказать, не меньше двух третей этой бумаги родом из российского сырья.

Что касается остального мира, главный покупатель нашей бумаги – Восточная Азия. Номер один, с огромным отрывом, – Индия. Она поглощает 45% нашего экспорта – более полумиллиона тонн газетной бумаги в год. Вторая – Турция. За ней идёт Пакистан, тогда как Китай -только пятый.

Впрочем, китайцы – не промах, действуют по той же схеме, что и финны, только куда масштабнее. В КНР давно массово вырубили собственные леса – своё дерево там дикий дефицит.Зато под боком Россия, местные власти в соседних с КНР регионах охотно и крайне дёшево отдают китайцам в разработку сотни тысяч гектаров российского элитного леса, причём часто подписывают договоры на 49 лет. Как тут не воспользоваться невероятной, по сути, преступной глупостью российских чиновников?

По остальным странам наша бумага рассеивается всюду и понемногу. Из СНГ её берут Узбекистан и Казахстан, но у обеих стран меньше 2% экспорта. Три процента берёт Иран, два – Египет, по одному – Гана, Таиланд, Кения и Израиль. В Европе, кроме Германии, как ни странно, крупный покупатель самая дальняя от нас страна континента – Португалия. У неё 0, 7%, столько же покупают голландцы и греки.

Так что российская бумага помогает выживать газетам чуть ли не половины стран мира. Более того, складывается впечатление, что отечественным производителям было бы проще продавать всю свою продукцию за границу и не париться над судьбой российских изданий. Примерно то же самое происходит сейчас и с бензином. Но такая политика идёт вразрез с национальными интересами России – из-за постоянного подорожания бумаги российские газеты становятся недоступными для наших читателей. В итоге всё это приведёт к гибели целой отрасли российской экономики. Правительству пора наконец-то прервать такую цепь событий.

Бумажные тигры

Кому принадлежит российская бумажная промышленность? В нашей стране 150 целлюлозно-бумажных комбинатов, правда, интерес представляют только три десятка крупных.

Бумажные тигрылавным по газетной бумаге, в том числе её экспорту, эксперты в один голос называют комбинат «Волга», работающий в Нижегородской области. Он отправляет за рубеж 70% продукции, география поставок включает 60 стран. Это завод с большой историей, построен ещё в 1920-е по соседству с Нижегородской ГРЭС, которая скоро как 100 лет даёт ему дешёвую энергию. В 1990-е, как и многие другие крупные и очень прибыльные предприятия с крупной валютной выручкой, «Волга» стала игрушкой промышленно-финансовых групп, многократно переходила из рук в руки. В конечном счёте владельцем стал предприниматель Шалва Бреус.

Про него известно немного – родился в Батуми, по образованию востоковед. Единственное объяснение, как гуманитария занесло в целлюлозно-бумажный бизнес, – его политическая карьера. В конце 1990-х Шалва Петрович стал замгубернатора Красноярского края, причём при губернаторе А. Лебеде. Через два года его пригласили в федеральные замминистры, не куда-нибудь, в Минимущество. На выходе с госслужбы призом стал крупнейший ЦБК России. Тут всё более-менее ясно – бизнес хоть чиновничий, но в целом чисто российский.

Также в тройке крупнейших владельцев ЦБК можно обнаружить предприятие, которое именует себя не иначе как латиницей – Segezha Group. Это дань новейшей истории, поскольку главный актив Segezha – знаменитый Сегежский ЦБК постройки 1936 года. Все 1990-е гг. заводом рулили американцы, купившие акции по дешёвке в ходе ельцинской приватизации. Правда, в 2014-м после банкротства хозяйство досталось небезызвестной АФК «Система». Так что теперь в совете директоров Сегежи числятся Алексей Патрушев и Михаил Шамолин.

Впрочем, нельзя сказать, будто иностранцев давно и полностью вышибли из бумажного бизнеса. Например, гендиректора четвёртого по величине производителя российской бумаги и второго по значению экспортёра – Сыктывкарского ЛПК из Республики Коми – зовут Клаус Пеллер. На деле это южноафриканский бизнес, входит в «Монди Групп» со штаб-квартирами в Лондоне, Вене и Йоханнесбурге.

Что касается крупнейшего с огромным отрывом и производителя и экспортёра газетной бумаги ОАО «Кондопога», которое даёт треть всего производства в стране, тут ситуация сложная. Завод, которому в 2019 г. стукнет 90 лет, некогда знаменитая Всесоюзная ударная стройка ВЛКСМ, все 1990-е находился в мутных бандитских руках. Десять лет начиная с 1989 г. бессменным директором Кондопожского комбината был уроженец Душанбе Виталий Федермессер. За это время историй со стрельбой и криминалом было столько, что даже местные всё не припомнят.

Все эти годы завод работал по не лучшей схеме – полностью на давальческом сырье. В конечном счёте в 2013 г. он с треском обанкротился. С тех пор государство всё собирается продать предприятие за долги, но покупатели не спешат. Сейчас трудно понять, кто, как и на каких основаниях руководит «Кондопогой» и что там вообще творится внутри.

Константин ГУРДИН, Виктор КРЕСТЬЯНИНОВ

Источник: Аргументы Недели