Конференция проходила в формате пленарного заседания и круглого стола.
В конференции приняли участие 100 человек. Среди участников совещания - руководители и ведущие сотрудники библиотек из 30 регионов России: Юлия Дементьева, директор Центральной городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина (Санкт-Петербург), Ольга Мезенцева, заместитель директора по науке и издательской деятельности Российской государственной детской библиотеки (Москва), Светлана Агапитова, уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербург), Наталия Абрамова, директор Саратовской областной библиотеки для детей и юношества им. А.С. Пушкина (Саратов), Татьяна Сдобникова, директор Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи (Владимир); специалисты Российской государственной детской библиотеки, Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино.
В конференции участвовали также представители: республик - Карелия (г. Петрозаводск), Мордовия (г. Саранск), Карачаево-Черкессия (г. Черкесск), Ямало-Ненецкий округ (г. Салехард); областей – Архангельской (г. Архангельск), Саратовской (города - Саратов, Энгельс), Владимирской (г. Владимир), Мурманской (г. Североморск), Ленинградской (города – Кировск и Выборг), Нижегородской (г. Нижний Новгород, рабочий поселок Выездное), Рязанской (г. Рязань), Калужской (г. Калуга), Челябинской (г. Челябинск), Магаданской (г. Магадан), Ярославской (г. Ярославль), Свердловской (г. Асбест), Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (г. Сургут).
Центральная городская детская библиотека им А.С. Пушкина стала площадкой для обсуждения наиболее острых проблем в области продвижения детского чтения. Основное направление работы конференции было задано на пленарном заседании. Акцентными пунктами явились выступления Мезенцевой Ольги, заместителя директора по науке и издательской деятельности Российской государственной детской библиотеки (Москва) и Колосовой Елены, заведующего отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки (Москва). В докладах рассмотрена тема: «Разработка региональных программ по поддержке детского и юношеского чтения: этапы, методика, экспертиза». Проанализировано современное состояние детского чтения, мониторинг ситуации с разработкой и реализацией региональных программ поддержки детского и юношеского чтения; ключевые этапы создания региональной программы по поддержке детского и юношеского чтения. Обоснована необходимость разработки и утверждения региональных программ поддержки детского и юношеского чтения в соответствии с современной государственной политикой в субъектах РФ. Были обобщены и озвучены замечания и предложения экспертов к методическим рекомендациям РГДБ по подготовке региональных программ по поддержке детского и юношеского чтения.
В продолжение начатых обсуждений, Юлия Дементьева, директор Центральной городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина (Санкт-Петербург) в докладе «Программа поддержки и развития чтения в рамках реализации государственной инициативы «Десятилетие детства» (2018-2027) в Санкт-Петербурге», выделила три основных вектора, в которых должны действовать все библиотеки совместно. Первый касался формирования корпоративной позиции библиотек, работающих с детьми. Второй вектор, которому следует уделить внимание, – взаимодействие с органами управления и не только с профильными комитетами. Третьим вектором должны стать масштабные социологические исследования детского чтения, которые необходимы в рамках «Десятилетие детства».
Значительный интерес вызвало выступление Светланы Агапитовой, Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербург), в котором она говорила о единой коммуникационной системе библиотек, о доступе к Единому электронному каталогу, отражающему фонды всех общедоступных библиотек города; о государственной программе «Развитие сферы культуры в Санкт-Петербурге», согласно которой библиотекам до 2022 года будет выделено более 19 миллионов рублей.
Вопросы разработки Региональных программ по поддержке чтения детей и подростков на примере опыта регионов представили: Абрамова Наталия, Сдобникова Татьяна и Лычкатая Тамара. В докладах уделено большое внимание роли межведомственного сотрудничества в поддержке детского чтения, актуальным вопросам, касающимся подготовки специалистов новой генерации; рассмотрено влияние медиасреды на цифровое поколение детей. Бесспорной заслугой разработчиков от регионов являются инновационные подходы к реализации программ по развитию инфраструктуры чтения.
Логическим продолжением конференции стал круглый стол «Поддержка детского и юношеского чтения: объединение усилий». Ведущие: Юлия Дементьева и Ольга Мезенцева. Первое слово прозвучало от прозаика, переводчика детской и взрослой французской литературы, Аси Петровой (Санкт-Петербург), обладателя диплома им. Г. Х. Андерсена IBBY (2018). Она постоянный гость общедоступных библиотек, встречается с детьми и взрослыми, книги в её переводе занимают достойное место в библиотечном пространстве. Ася Петрова считает, что на примере детской литературы видны различия в менталитетах разных стран, что позволяет расширять мировоззрение ребёнка и взрослого. На мероприятии Ася прочитала отрывки из чудесной, смешной и полезной книги «365 пингвинов» (Жан-Люк Фроманталь, Жоэль Жоливе и Ася Петрова).
В продолжении начатого обсуждения, главный редактор издательства «Детское время» (Санкт-Петербург), Алла Насонова, президент Фонда «Дом детской книги», в докладе - «Мы из ДЕТГИЗа», рассмотрела проблему сохранения и развития традиции и критериев книжного дела самого известного российского бренда Ленинградского - Петербургского книгоиздания для детей. В выступлении шла речь о поисках выхода к читателю, средствах пропаганды книги на уровне государства, необходимости умных сайтов, телепередач о детской литературе, широкой рекламы. Книга - инструмент воспитания и пропаганды, надо думать о том, кого мы растим, считает главный редактор ДЕТГИЗА.
Актуальность современного книгоиздания, его влияние на чтение современного поколения вынесено Анной Дорошенковой, специалистом из компании «Бумкнига». Анна Дорошенкова отметила, что деятельность издательства направлена на то, чтобы представить в России лучшее из культуры рисованных историй и открыть мир комикса для российских читателей, в том числе и для юного поколения. Такая дискуссионная точка зрения представляла интерес для специалистов.
Взгляд комплектатора на современное книгоиздание осветила Юлия Трякина, заведующий отделом комплектования Центральной городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина (Санкт-Петербург). Особое внимание было уделено вопросам комплектования лучших детских книг. Юлия Трякина обратила внимание на тенденции современного книгоиздания, сфокусировав интерес на наиболее часто встречаемых проблемах. Это в первую очередь, переиздание лучших советских книг.
Опытом по продвижению чтения среди молодежи поделилась Анжела Лукина, заведующая старшим сектором Центральной детской библиотеки «Невская ЦБС» (Санкт-Петербург). Лукина говорила о новых компетенциях библиотекаря, обслуживающего подростков. Отметила, что мероприятия с этой целевой аудиторией активно проводят профессионалы: психологи, музыканты, критики.
Специалисты Национальной библиотеки Карелии (Петрозаводск) провели мастер-класс по интерактивной просветительской программе «В краю загадочного Сампо», которая стала интересным творческим событием для участников конференции. Карело-финский эпос «Калевала» как книжный гид и проводник в прошлое карельского края, а его герои, вместе со специалистами Национальной библиотеки – надежные помощники в изучении истории, языка и культуры Карелии. Гости конференции получили возможность проявить свои способности в изучении карельского языка, создании карельской куклы-оберега, успешно справлялись со всеми заданиями. А комментарии сотрудников Национальной библиотеки Карелии о создании и работе с этой программой стали неотъемлемым методическим дополнением к обсуждаемым в течение дня вопросам о возможностях и методиках привлечения детей к чтению в современном мире.
В ходе конференции были подняты многие ключевые вопросы: опыт разработки региональных программ по поддержке детского и юношеского чтения; роль межведомственного сотрудничества в поддержке детского чтения; стратегии детства в современном книгоиздании; цифровое поколение в современной детской библиотеке и многое другое.
Организатор - Центральная городская детская библиотека им. А.С. Пушкина совместно с Российской государственной детской библиотекой при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Источник: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям