Александр Потехин: «Мы уже живем в “дивном новом мире”»

25 ноября Александр Потехин - директор «ТАСС Северо-Запад» и председатель Ассоциации СМИ Северо-Запада - отметил день рождения. А уже 26-го пришел в Дом журналиста на Невском, 70, чтобы поговорить о СМИ, квазимедиа и новостниках, которые конкурируют с Telegram. «Лениздат» записал главные мысли этого выступления.

О СМИ Северо-Запада

- Медийное пространство Северо-Запада, мне кажется, в какой-то степени является зеркалом всей российской журналистки. У нас очень разный регион: есть столичный город Петербург, есть крайний север, есть приграничные территории, есть условно, в хорошем смысле слова, глубинка. Представленные здесь СМИ – это, конечно, калейдоскоп, разноцветное лоскутное одеяло, но у них есть общие проблемы и стремления. Я бы сказал, что в целом, как и по стране, масс-медиа Северо-Запада пережили, наконец, кризис, связанный с детской болезнью – боязнью интернета. Еще три года назад нам приходилось объяснять коллегам, что это не страшно, когда газета имеет сайт. «Ой, -  говорили они в ответ, - Газета будет иметь сайт и туда перебегут наши читатели». С этим покончено, потому что все поняли, что сайт только увеличивает количество потребителей. Мы преодолели эту болезнь. Мы давно стали мультимедийными. И сейчас по всему Северо-Западу, даже на районном уровне, мульти мдийность рулит

О вызовах времени

- Ощущается нарастание очень тревожных для нас симптомов, которые связаны с тем, что СМИ, как и во всем мире, потеряли привычных гандикап, привычную форму. Они потеряли две очень важные вещи, которые делали их королями на информационном рынке.

Первая из них - это право на новость. Потому что новость появляется и распространяется сейчас быстрее, чем она будет напечатана в газете или показана по телевизору. И новость существует секунду. Через 5 секунд это уже не новость – о ней уже читают тысячи и миллионы людей.

Второе, и самое тяжелое, что потеряли СМИ – монополию на каналы доставки новостей. Это страшнее, чем пропавшее право на новость. Потому что новость еще можно обсуждать. И сейчас СМИ очень любят это делать, превращаются в рупоры мнений, обсуждений, перемусоливания – это тоже не плохо. Но то же самое можно сделать в сети и редакции потеряли монополию на каналы доставки информации. Но и сеть-то тоже уходит уже в прошлое. Мы начинаем приноравливаться к ней и обнаруживаем, что это уже устаревшее понятие. Сайт – обязательная теперь штука для СМИ, но информацию аудитория уже получает не через сайты. Мы не заходим на сайт СМИ за новостями. Мы залезаем в интернет и нам прилетают ссылки (в соцсетях, в мессенджерах, в пуш-уведомлениях – ред.), которые мы читаем мгновенно, может перейдем по ним, а может и нет, хорошо если увидим название СМИ.

О Telegram-каналах

- Телеграм-каналы, с моей точки зрения, не являются СМИ, потому что они, как правило, не выполняют функцию информирования. Или, если сообщают что-то как факт, его невозможно верифицировать, проверить. Это квази или псевдомедиа.

Но СМИ Северо-Запада – как и весь мир, как и вся Россия, очень сильно ощущают на себе давление этого нового информационного мира. Есть Сергей Балуев – главред журнала «Город 812» и он разражается статьей, в которой говорит, что все нынешние масс-медиа – это симулякр. Он пишет, что на самом деле информация варится и переваривается людьми уже совершенно в других областях, а мы – журналисты - просто еще играем в старых декорациях. Через несколько лет в обломках этих фанерных декораций, которые называются газеты, журналы, телеканалы… уже никто не будет нуждаться. Это говорит главный редактор успешного издания, аффилированного с АЖУРом – мощнейшей сетевой машиной Петербурга.

Да, мы уже живем по Хаксли – «в дивном новом мире».

О «нежурналистах»

 - Я не буду говорить пошлые вещи о том, что каждый, у кого есть смартфон - является журналистом, так как он может что-то интересное снять и вывесить в интернете. Это пошлятина. Потому что журналист – это человек, у которого есть этический кодекс, который связан должностной инструкцией, который проверяет информацию, отвечает за нее. И СМИ, где она появляется, тоже работает по закону.

О журналистах

- Каким должен быть журналист? Он должен

- быть очень поджарым

- быть одержимым

- понимать, что ему ежедневно, невзирая на все его заслуги, придется доказывать свою эффективность

- внимательно смотреть по сторонам и ловить сигналы о происходящих событиях

- быть мультимедийным. То есть у него с собой должен быть как минимум смартфон, на случай, если он что-то вдруг увидит, чтобы он мог тут же не только передать информацию, но и сделать фото и видео.

Это если говорить про журналиста, которого ноги кормят, про новостника. А им сейчас хуже всего, потому что монополия на новость утеряна, потому что новость и без них покажут, обсудят, сделают из нее страшилку тысячи людей, а журналист отвечает за то, чтобы эта информация была правдой.

Если же мы говорим об авторах колонок, обозревателях, то мне представляется, что у них другая ситуация. И в их случае важны два других момента. Обозреватели должны:

- очень хорошо владеть предметом, о котором он говорит.

- обладать личной смелостью, я бы даже сказал, мужеством. Тут дело даже не в цензуре, можно долго рассуждать на тему, ужесточается или нет режим. Но даже если мы выводим за скобки государство, существует масса других центров влияния на СМИ, в том числе агрессивных, привыкших к жестким силовым действиям. И журналист, который высказывает мнение должен быть к этому готов. Сказать то, о чем не говорят – на это нужно мужество. Так шагнуть из окопа может только человек, у которого к этому есть стремление, определенная химия в организме, который испытывает драйв от того, что он отчеканил свою позицию.

О «жизни» и «смерти»

Одна из основателей и руководителей издания «Медуза» Галина Тимченко говорит, что сейчас понятие СМИ сводится к трем критериям. СМИ – это устоявшийся бренд (но тогда что делать новым СМИ?), авторы и аудитория. Уже совершенно понятно, что нет никакого деления на печатную прессу, радио, телевидение – это всего лишь каналы доставки, и все всё равно в сетях. Те, кто идет вперед – «Коммерсантъ», «Комсомольская правда», «Известия» – это национальные мультимедийные бренды. И так будет продолжаться дальше. Так говорит Тимченко. Это шаткая теория. Авторы? Прекрасно. Но вот, например, «Эхо Москвы». Один из авторов Александр Невзоров. А если он еще в другом месте публикуется? То чей он уже автор? И аудитория – у «Эхо Москвы» она, конечно, есть, но по сравнению с другими СМИ, если честно, не такая уж большая. И вот уже вся теория Тимченко поплыла. Но мне она всё равно милей, чем позиция Ильи Варламова, который просто говорит – «У вас будущего нет – ха-ха-ха. Не только у журналистов, у СМИ вообще. Все закончилось, товарищи. Пора рассаживаться по вагонам и уезжать, потому что вы уже никому не нужны».

О ТАСС

- Мы официальное СМИ, мы агентство правительства Российской Федерации. Это тяжелый груз. ТАСС не ошибается! Мы видим, как наши коллеги выдают новости, но, скрипя зубами, не ставим информацию на ленту, пока она стопроцентно не будет подтверждена.

Кроме того, что ТАСС заполняет информационные ленты, он обладает сайтом, который посещают ежемесячно 27 миллионов уникальных пользователей. Там помимо новостей есть и лёгкие материалы, развлекательные, а еще масса специальные проектов с фото и видео. Если новостей мы – все наши подразделения по всему миру - делаем 2000 в день, то уникальных фотографий около 500.

И еще ТАСС - это точка притяжения для журналистов и спикеров. В каждом из наших региональных центров мы устраиваем пресс-конференции. ТАСС в Петербурге проводит около 400 пресс-конференций в год.

Однако фраза «ТАСС уполномочен завить» ушла в прошлое, потому что появились другие официальные формы высказывания позиции государства. Но также в прошлое ушла другая фраза – «ТАСС уполномочен промолчать». Можно издать книгу, о чем в прошлом внятно молчал ТАСС. Сейчас ТАСС не может ни о чем молчать. Он должен говорить обо всем.

О четвертой власти

- Я бы не сказал, что журналистика – «четвертая власть» с точки рения встроенности в общую систему власти – законодательную, исполнительную, судебную. Годами подразумевалось, что журналистика может оказать на них влияние. Но это уже не так. Это может быть и хорошо, и плохо. Но то, что журналистка осталась все еще той силой, которая способна управлять массами, с этой точки зрения – она действительно власть. И носители этой власти должны её использовать взвешенно и ответственно, в отличие от тех, кто любую точку зрения может бросить в сеть.

Справка

Александр Потехин родился 25 ноября 1961 года в Ленинграде. В конце 1980-х занимал должности в партийных органах, после распада СССР стал активнее заниматься культурой и журналистикой. В 1992-1994 годах был председателем совета директоров «Новой газеты», 1994-1997 и 2001-2013 годах – президентом «Комсомольской правды- Санкт Петербург».

В октябре 1997-го был назначен главой Комитета по печати и связям с общественностью Администрации города. С 1998-гостал вице-губернатором Петербурга. Совместно с Германом Грефом в том же году создал телерадиокомпанию «Петербург – 5 канал». До 2003 года являлся председателем ее совета директоров. Кроме того, возглавлял советы директоров газет – «Санкт-Петербургские ведомости» и «Вечерний Петербург». В ноябре 2001 года подал в отставку с поста вице-губернатора.

В августе 2013 года возглавил Северо-Западный центр ТАСС. Также является председателем Ассоциации СМИ Северо-Запада.

Источник: Лениздат.Ру