Власти ХМАО перезапускают медиахолдинг «Новости Югры». Работа началась после смены руководства — сейчас его возглавляет Алексей Елизаров, приглашенный на этот пост первым замгубернатора региона Алексеем Шипиловым. Это большое испытание для медиаменеджера: компания переживает сложные времена, есть проблемы с доставкой прессы, и нужно решать судьбу одной из старейших газет ХМАО — «Сургутской трибуны», которая может прекратить существование.
В издательский дом «Новости Югры» входят типографии, газеты «Новости Югры», «Сургутская трибуна», нижневартовское «Местное время», региональная версия «Аргументов и фактов», а также информационное агентство «Югра-ньюс». СМИ нужны власти не только для формирования информационной политики в регионе, но и для публикации различных нормативных актов. По данным правительства региона, совокупный тираж печатных изданий составляет около 100 тысяч экземпляров в неделю, примерно 60% — это подписка. Аудитория информационного агентства порядка 300 тысяч посетителей в месяц.
В последние месяцы в холдинге серьезные проблемы с доставкой газет. «В редакциях шквал звонков. Журналисты только и делают, что выслушивают очередные жалобы», — говорит инсайдер. Лидер организации пострадавших от политических репрессий Павел Акимов уверяет, что с мая ему пришло всего два экземпляра «Новостей Югры», а с августа постоянные перебои с доставкой «Сургутской трибуны». Копия жалобы Акимова есть в распоряжении агентства.
По данным источников «URA.RU», у холдинга произошел финансовый конфликт с «Почтой России», поэтому заключены контракты с частными предпринимателями, что и повлияло на качество доставки. В конце сентября в соцсетях появилось видео, где показаны выброшенные на обочину трассы газеты.
Доставка не единственное, чем отличился холдинг. Стоимость подписки на «Сургутскую трибуну» сейчас 750 рублей на год. А с 1 января будет 3 тысячи рублей. «Возникает ощущение, что «Сургутскую трибуну» хотят прикрыть. Количество подписчиков упадет, и будет принято решение оптимизировать структуру холдинга. Газету сделают, например, приложением-вкладышем к «Новостям Югры», — считает один из источников агентства, знакомый с ситуацией. По данным «URA.RU», «Сургутская трибуна» — одно из самых убыточных СМИ холдинга. У газеты были перебои с финансированием, редакции даже отключали рабочие телефоны за неуплату.
В самом холдинге на ситуацию смотрят иначе. Директор «Новостей Югры» Алексей Елизаров, ссылаясь на данные аудита, заявил, что проблем с доставкой нет, произошедшее — единичные случаи. Он подтвердил, что от услуг «Почты России» отказались — они обходились слишком дорого. «Доставка „Почтой России“ стоит 1620 рублей, а подписка на год — 750. Прямой убыток. А надо еще оплачивать работу журналистов, печать газеты, поэтому нам надо хотя бы в ноль выходить», — рассказал Елизаров. По его данным, «Сургутскую трибуну» в холдинге развозят собственными силами, на доставку «Новостей Югры» жалоб не поступало.
Директор подтвердил, что стоимость «Сургутской трибуны» вырастет. «У нас с 1 января полгода [подписки] будет стоить полторы тысячи рублей. Для льготных категорий стоимость останется прежняя. Но вы поймите, это уникальная газета, бренд, ей более 80 лет. Другие газеты, интернет, мессенджеры сообщают только, как Сургут пытаются уничтожить, кого-то там убили и так далее. А мы показываем, как живет Сургут, какие тут люди. „Сургутская трибуна“ как пульс города. Газета интересная и современная, и она не может стоить по 3 рубля за экземпляр», — считает Алексей Елизаров.
В департаменте общественных и внешних связей ХМАО заявили, что никакой ликвидации издательского дома, а также закрытия отдельных СМИ не будет, сейчас медиахолдинг перезапускается. В 2017 году, до прихода новой команды во главе с Елизаровым, у «Новостей Югры» были финансовые трудности. Первый замгубернатора Алексей Шипилов поставил руководству задачу — превратить государственное предприятие в финансово устойчивый бизнес. «Впервые с 2012 года погашены долги перед одним из основных подрядчиков — „Почтой России“ в размере 18,5 млн рублей, которые искусственно созданы предыдущим руководством холдинга», — сообщили в правительстве ХМАО, отметив, что материалы на предыдущий менеджмент переданы силовикам.
Политолог Павел Манченко уверен, что «Новости Югры» должны развиваться в условиях конкурентного рынка. Ранее он работал в системе госвласти ХМАО, был одним из инициаторов создания издательского дома именно в формате акционерного общества. Нынешнюю ситуацию в холдинге он назвал «временными трудностями, которые всегда бывают в конце года». «Вопросы, связанные с удорожанием доставки, задержками по оплате тех или иных услуг — рабочие. Они решаемы. Главное — это то, что Алексей Елизаров и руководство издательского дома чётко понимают, что их основная задача на сегодня — создавать востребованный на конкурентном рынке информационных услуг продукт, касается ли это полиграфических услуг или окружных СМИ», — считает Манченко.
По оценке политолога Андрея Шуклина, правительство региона не будет уничтожать весь издательский дом, но отдельные СМИ в его структуре могут исчезнуть. «Подобные правительственные холдинги есть во всех регионах, это чемодан без ручки: и нести сложно, и выкинуть жалко. Вопрос его эффективности остается открытым, не думаю, что медийная среда ХМАО пострадает, если он пропадет, но в любом случае региональное правительство не забросит этот проект даже в самом тяжелом положении», — уверен Шуклин.
Антон Степыгин, Игорь Волосин
Источник: URA.Ru