В дискуссии приняли участие:
• Майкл Колман, президент Международной ассоциации издателей (API), генеральный директор издательства Elsevier;
• Эмма Хаус, заместитель генерального директора Ассоциации издателей Великобритании;
• Пьерфранческо Аттанасио, руководитель отдела международных связей Итальянской ассоциации издателей;
• Владимир Григорьев, зам. руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям;
• Олег Новиков, президент «ЭКСМО – АСТ»;
• Фёкла Толстая, российская журналистка, радио – и телеведущая, режиссёр;
• Александр Альперович, генеральный директор издательства «Clever»;
• Сергей Анурьев, генеральный директор компании «ЛитРес»;
• Владимир Харитонов, исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей;
• Вадим Дуда, генеральный директор Российской государственной библиотеки;
• Сергей Макаренков, генеральный директор ГК «РИПОЛ Классик».
• Модератор встречи – Светлана Зорина, главный редактор журнала «Книжная индустрия».
Открыл встречу Майкл Колман. Президент Международной ассоциации издателей отметил, что цифровые проблемы для книжной отрасли связаны не с тем, что мы делаем, а с тем, как используются издательские продукты. Бурный рост электронных книг, продолжавшийся последние 10 лет, приостановился. На английском языке электронные книги составляют 15-20% от общего объема продаж, а для других языков – около 10% или даже меньше. В России рынок электронных книг приближается к 7%. В то же время объем самиздатовских публикаций во много раз превышает издательские. Это означает, что задача книжной индустрии заключается в переосмыслении своего взаимодействия с авторами в цифровую эпоху.
Зарубежные эксперты акцентировали внимание на бурный рост и возросшее влияние на рынок аудиокниг. Еще в 2017 году аудиокниги составляли около 5% от общего объема продаж книг. Но издательство HarperCollins сообщило, что аудиокниги составляют уже 25% от их цифрового дохода. В издательстве Simon & Schuster в первой половине 2018 года рост продаж аудиокниг составил 43%. В основном этот рост происходит за счет подписной модели. Эта бизнес-модель все чаще рассматривается как основная на рынке электронных книг.
В 2014 году Amazon запустил подписку на электронные книги, где потребитель мог получить 1,5 миллиона наименований за 9,99 доллара. А в 2016 году Amazon уже интегрировал электронные книги в свое основное приложение, где потребитель может получить одновременный доступ ко всему разнообразию электронного контента: видео, музыка, книги. Этот пример показывает наметившуюся тенденцию интеграции книги с другими видами творческих индустрий.
Майкл Колман заметил, что на сегодняшний день книжная индустрия не располагает точной статистикой в сфере электронного контента. Это во многом связано с закрытостью компании Amazon, крупнейшего игрока в сфере электронного контента. Не обладая точными данными и аналитической информацией, мы не можем делать правильные выводы и строить прогнозы относительно развития книжной индустрии в цифровую эпоху. Зарубежные эксперты отметили, что книжный рынок «находится в плену» у компании Amazon, которая представляет серьезную угрозу для развития рынка.
Эмма Хаус сообщила, что после многолетнего роста рынок электронных книг в Великобритании переживает снижение продаж. В 2018 году они упали на 7% и составили 191 млн фунтов стерлингов. В тоже время продажи печатных книг за этот же год выросли на 7%.
Пьерфранческо Аттанасио поделился данными по книжному рынку Италии, где электронные книги перестали расти, и их доля составляет всего 5% от общего объема продаж. В отличие от своих коллег он сказал о незначительном влиянии Amazon на итальянскую книжную индустрию.
Основной процент электронных книг в Италии распространяется среди слабовидящих. Более того, по решению Правительства Италии, 100% новых книг переводятся в специальный электронный формат для людей со слабым зрением.
С российской стороны дискуссию продолжил Олег Новиков: «Слушая наших иностранных коллег, мы можем восхищаться их достижениями. Мы пока что ещё далеки от этого. При том, что в области технологий практически всё, чем пользуется западный продвинутый читатель присутствует на нашем рынке».
Олег Евгеньевич заявил, что сейчас наступает очередной переломный момент для российских издателей: «Такие сложности мы начали испытывать после 2008 года, когда рынок падал из-за проблем инфраструктуры чтения, и только два года, как он начал расти. И сейчас мы оказываемся перед очередным вызовом. Российских издателей не защитят ни законы, как они защищают западных издателей от Amazon, ни традиции покупать бумажную книгу. В последнее время эти традиции разрушаются. Самиздат, подписная модель – это с одной стороны возможность донести контент до читателя и быть ближе к нему. С другой стороны, автор уже завтра может работать напрямую с платформой, и издателю там может уже не быть места».
Новиков обратил внимание на два главных направления работы на ближайший год: «Первое – это научиться работать с онлайн маркетингом и рекомендательными сервисами, которые крайне востребованы у наших читателей. Интернет-каналы это делают значительно лучше, и они формируют выбор читателя. На мой взгляд, это должны уметь делать издатели, в том числе используя работу с базами данных.
И второй вопрос. Последние три-четыре года мы радовались интернет каналам, тому, как они растут и развивают рынок. Но сегодня мы должны понять, что традиционные книжные магазины испытывают существенные проблемы. И если мы не найдём способ поддержать их, как базовую ценность книжной индустрии, не сохраним читателей в книжных магазинах, в том числе с помощью акций и скидок, завтра уйдут книжные магазины, а вместе с этим книжная индустрия станет совсем другой. Поэтому давайте подумаем, как поменять условия и поддержать книжные магазины. Подумаем о том, как использовать современные технологии, базы данных, как формировать интересы читателей и направлять их в традиционные книжные магазины».
Российские и зарубежные эксперты активно обсуждали вопрос инноваций. Какое влияние окажут на книжную индустрию новые технологии, такие как виртуальная реальность, расширенная реальность и искусственный интеллект? Виртуальная и дополненная реальность – новая тема для книгоиздания. Издатели начинают экспериментировать с этими технологиями, особенно в жанре графического романа. Мы видим, что книга становится дополненной реальностью, а границы между книгами и другими видами контента постепенно размываются.
Цифровое будущее уже наступило, технологии стремительно развиваются и приводят к экспоненциальному развитию мира. Книжная индустрия переживает захватывающее время и ближайшие 10 лет станут важнейшим периодом для экспериментов издателей в цифровой среде.
Организатор - журнал «Книжная индустрия» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Источник: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям