Зачем понадобилось делить СМИ в Казахстане?

Министр Абаев не смог разъяснить журналистам новые критерии оценки риска для СМИ.

В Казахстане появились критерии оценки степени риска и проверочного листа за соблюдением законодательства РК о средствах массовой информации. Они утверждены совместным приказом министра информации и коммуникаций и министра национальной экономики. Но глава МИК РК Даурен Абаев суть нововведения объяснить журналистам так и не смог, передает корреспондент ИА Total.kz. 

«Вы знаете, сколько приказов мы подписываем? И по СМИ мы тоже подписываем достаточно много приказов. Честно говоря, документы целыми талмудами принимаем и подписываем. В голове всю информацию… Вы же хотите узнать от меня качественный, профессиональный ответ? Поэтому прошу прощения. В курс дела введут, я вам прокомментирую. Давайте так сделаем, раз вы все время перебиваете, к этому вопросу я вернусь после обеда», — заявил министр информации и коммуникаций в кулуарах мажилиса, где проходил правительственный час, посвященный цифровизации.

Как удалось выяснить редакции, новшество вводится в соответствии с требованиями предпринимательского кодекса. Для определения периодичности проведения проверок сначала надо утвердить критерии субъектов проверок к категориям риска.

«Это, конечно, похвально, что наконец-то в Казахстане к СМИ присмотрятся не как к инструменту пропаганды, а как к бизнесу. Но, мне кажется, они не с того начали. На самом деле этот механизм уже прописан в законе «О СМИ». Зачем выделять отдельно критерии оценки рисков для СМИ?» — прокомментировала юрист ОФ «Правовой медиацентр» Гульмира Биржанова.

Специалисты МИК РК будут собирать информацию, проводить анализ и выдавать заключение в виде проверочного листа. Механизм действия критериев таков: появляется жалоба юридического или физического лица, госоргана на грубое нарушение законодательства о СМИ. Затем присваивается высокая степень риска и назначается внеплановая проверка.

По объективным критериям, к высокой степени риска отнесли собственников периодических печатных изданий, а вот владельцев информационных агентств, сетевых изданий и интернет-ресурсов эта участь миновала. Медиаюрист Гульмира Биржанова в недоумении.

«Возможно, для того чтобы держать издания в страхе. Я не могу понять, для чего делить СМИ на три категории: с незначительными нарушениями, значительными нарушениями и грубыми нарушениями? При этом категории не распространяются на телевидение. Будет заполняться некий поверочный лист, и в соответствии с ним наши СМИ будут делиться. Если кто-то совершил административное правонарушение, к примеру, газета выходные данные не напечатала – это будет незначительное правонарушение, если признают какой-то материал пропагандой, например, суицида – это уже будет грубое нарушение. Единственный вопрос, который сейчас волнует: для чего нужен этот проверочный лист и как дальше он будет использоваться? Я прочитала этот приказ и не получила ответа», — разводит руками она.  

У юриста общественного фонда свои предположения относительно действия этого нововведения.

«Возможно, это нужно для того, чтобы в дальнейшем не допускать отдельные СМИ к участию в конкурсе по государственному информационному заказу. Какие-то логические действия за этим должны последовать», — предполагает Гульмира Биржанова. 

Ближе к вечеру корреспондент Total.kz все же добился разъяснений от пресс-службы Министерства информации и коммуникаций.

«Названные приказы описывают механизм реализации министерством контрольных функций, предусмотренных законодательством в области средств массовой информации и телерадиовещания, и не содержат каких-либо новых ограничительных мер. Нововведением стала норма о проведении проверки и профилактического контроля», — распространила пресс-служба письменный ответ.

Но ясности, для чего вводятся критерии оценки степени риска, так и не появилось.

Источник: Total.kz