Киоскёрная розница по-прежнему остается основным каналом реализации газетно-журнальной продукции. Но этот канал неуклонно сужается.
По оценке экспертов, с уменьшением точек продаж уменьшается и тираж изданий, а соответственно, теряются их рекламные аудитории и доходы. Так, представители «Комсомольской правды» и других популярных у массового читателя изданий опасаются сокращения сети, так как основной поток реализации продукции идет именно через «Роспечать».
Изначально газетные киоски задумывались только, как точки распространения периодики. Сейчас, чтобы «выжить», помимо газет и журналов, здесь продают всё, начиная от любой канцелярии и заканчивая детскими игрушками.
А планы были смелые
В 2014 году «Томскроспечать» была еще в выгодном положении: предприятие вошло в группу компаний «Сибирь», которая объявила о грандиозных планах заменить устаревшие киоски на современные и дополнительно установить около 30 новых точек продажи газет и журналов.
Городской инвесткомитет поддержал этот проект по развитию киосковой сети. На тот момент генеральный директор компании «Сибирь» Сергей Гаврилов отмечал в презентации, что киоски, распространяющие газеты и журналы, работают на территории города уже 70 лет, а их сеть на улицах Томска и Северска превышает 70 объектов.
- Мы планируем за ближайшие полгода реконструировать не менее 10 газетных киосков. А в течение 3-4 лет обновить всю киосковую сеть, - подчеркивал Гаврилов.
Компания намеревалась вложить в реконструкцию сети 15 млн рублей.
В Томской мэрии тогда выдвинули требование, чтобы внешний вид киосков не выбивался из концепции современных остановочных комплексов, приведенных к единому стилю. Согласовывать эти изменения предлагалось с комитетом по дизайну и рекламе.
Сокращаться пришлось из-за выросшей аренды
В 2015 году для сети «Томскроспечать» наступили трудные времена, можно даже сказать, кризис. Решение муниципальных властей о прекращении льготной аренды привело к сокращению трети точек.
В руководстве томского филиала такое решение назвали необъяснимым. Ни одна проверка нарушений на объектах продаж не выявила, все предписания исполнялись. В принципе, основные требования сводились к уборке территории.
- Мы все требования соблюдали, снег убирали своевременно и полностью, - рассказала руководитель регионального подразделения Ольга Пичугина.
Весной 2016 года томские власти пошли навстречу «Роспечати» и вдвое снизили ставку под ларьками с периодикой. Впрочем, в мае 2017-го льготная история закончилась.
Согласно официальным документам
В администрации города ситуацию с киосками прокомментировали набором нормативных документов, которые определяют работу нестационарных торговых объектов – НСТО (так называются киоски). Впрочем, ни на количество, ни на сам факт их наличия решения мэрии, похоже, не влияют. Будут киоски – значит, придется владельцам наводить вокруг них порядок. Не будет – ну и не надо…
Софья Севостьянова
Источник: КП - Томск