Нужны ли газеты в районах?
Когда вокруг все кричат: «Газеты умирают», - этот шаг кажется, мягко говоря, рискованным. Однако спустя год после того, как власти и предприниматели ударили по рукам, в Воронеже на перекрестке улиц Плехановской и Кольцовской появился первый современный павильон «Пресса» с панорамными окнами, кофейным аппаратом и бесплатным wi-fi. Сегодня таких павильонов в городе уже несколько десятков.
Ключевым стало решение увеличить площадь павильонов печатной продукции до 20 кв. м. Воронежцы могут зайти, что-то выбрать, полистать и купить. Внутри работают кондиционеры, так что летом здесь просто приятно находиться. Зимой же не приходится мерзнуть. К тому же в павильонах специально установили розетки, чтобы все желающие могли зарядить, например, смартфон.
Юрий Таранцов, председатель подкомитета ТПП Воронежской области в сфере СМИ, уверен, что маленькие киоски были проблемой. Ведь в павильоне продается от 600 до 1000 наименований печатной продукции. Все это нужно выложить так, чтобы человек мог их разглядеть.
- В павильонах, где продукция, как говорится, представлена в полный рост, и выручка, и оборот, и зарплаты хорошие. Да и просто комфортные условия, - комментирует Юрий Иванович.
Всего сегодня в Воронеже 236 нестационарных торговых объектов (НТО), специализирующихся на продаже печатной продукции, - до 2021 года большинство из них должны будут преобразиться в соответствии с городским дизайн-регламентом.
Региональные власти выделяют «продавцам газет» в районе 2,8 млн. рублей в виде субсидий на погашение затрат по благоустройству, электрификации и другим работам.
Но что же в области? Сети, к сожалению, не работают в районах. Они выставляют стойки в местных продуктовых магазинах, где люди могут покупать журнальную продукцию.
Где-то проявляют энтузиазм отдельные предприниматели, но в основном бремя распространения печатной информации по области несет «Почта России».
Бургеры вместо прессы
В Тамбове ситуация иная: «Роспечати» здесь уже давно нет - преемником ее «мощностей» стал местный бизнесмен. Правда, размах далеко не тот, что был раньше.
А несколько лет назад была ликвидирован и «Тамбовпечать». Места последней заняли киоски популярной в Черноземье сети общепита - теперь там продают круассаны и бургеры. Есть еще некоторые небольшие предприниматели, которые держат один-два павильона с газетами, но похвастать каким-либо успехами им трудно.
В чем же проблемы? Сами продавцы неохотно горят: «Было бы хорошо, если бы город, да и область снизили аренду или оказали какую-то помощь». Но ни в Тамбове, ни в Курске, ни в Белгороде, ни в Орле ничего подобного нет.
«Нерентабельность» - это слово пугает и курян. В Курской области газетные киоски вроде бы не закрывают, улицы от них не «зачищают», администрация палки в колеса не вставляет, никто не прижимает. Казалось бы, все хорошо? Однако высокая плата за электроэнергию и аренду заставляют владельцев НТО постоянно думать о выживании.
- Сегодня в Курске работают 25 наших киосков, более-менее с прибылью. Несколько совсем убыточных пришлось закрыть из-за нерентабельности. У нас большие затраты на аренду и электроэнергию, плюс в каждом киоске два продавца, им тоже надо платить зарплату. Мы работаем для людей, чтобы они могли купить газетно-печатную продукцию, - комментирует Николай Жидких, гендиректор АО «Роспечать» Курской области.
В другой местной сети «Регион Пресс» тоже не хотят жаловаться, но проблемы у них те же, что и у «Роспечати».
Отрасли нужно выживать
Характерный пример: в прошлом году в Орле подняли арендную плату владельцам киосков, торгующих печатной продукцией. И что? Продавцы прессы поворчали-поворчали, да успокоились. Киоски-то не сносят - и то хорошо.
Похожая картина и в Белгородской области, хотя в целом о регионе говорить трудно, здесь также печатную продукцию гораздо легче найти в областном центре, чем где-то за его пределами. Не так давно сетью киосков стала управлять крупная компания «Сегодня-пресс Воронеж». Да и чиновники начали идти навстречу.
Тем не менее, на фоне Воронежской области напрашивается невольный вывод: если власти сегодня не заинтересованы в распространении печатной продукции, то и большого развития газетных сетей ожидать не стоит.
Может быть, Воронеж - исключение? Нет, обратите внимание на Липецкую область, которая в вопросе киосков «Пресса» идет своим путем. Региональные власти выделяют на их развитие до 5 млн. рублей в год.
Быть может, поэтому в регионе 177 таких киосков? 99 из них находятся в Липецке, а остальные 78 - в области. Это, кстати, единственный пример, когда «Роспечать» сохранила такую сеть в районных поселениях и небольших городах.
- Нашей отрасли нужно выживать, чтобы у людей была возможность в шаговой доступности получать печатную продукцию. Не могу сказать, что у нас есть какие-то серьезные проблемы. У нас есть возможность договариваться с властями, - комментирует Юрий Таранцов. - Вопрос в том, что нужно развивать и прививать в целом интерес к чтению среди людей. Быть может, у них не хватает средств. Ведь бумага дорожает - и это сказывается на ценах изданий и на кошельках наших читателей. Да и молодому поколению интереснее гаджеты. Но чтение газет, журналов, книг - это важно. Нужно развивать сеть павильонов. Например, включать их в туристические маршруты, чтобы каждый могу купить карту, книги, газеты или какой-то местный сувенир. Нужно искать новые пути для развития.
Виктор Левшаков
Источник: КП - Воронеж