- Дайте «Комсомолочку», - протягиваю киоскерше пятнадцать рублей, попутно разглядывая «сопутствующий» ассортимент.
На фоне многообразия китайских пластмассовых игрушек, магнитиков, семян для посадки и даже портняжных ниток теряется дорогая сердцу газета.
- А что делать, - поясняет директор краснодарского филиала «Роспечати» Владислав Загребин, - мы вынуждены выживать. Крупные ритейлеры вытесняют нас с этого рынка. А продажа прессы никогда не была прибыльным бизнесом. И в эпоху расцвета электронных СМИ ситуация и вовсе близка к патовой. Спрос на газеты и журналы в уличных киосках небольшой.
В курортных городах и в Краснодаре, например, приходится тратиться на новые киоски, которые должны соответствовать требованиям благоустройства. А это от 300 до 600 тысяч.
- Они никогда не окупятся, - говорит операционный директор «Роспечати» в Краснодарском крае Светлана Галкина. - Это вообще смертельно для нас.
В Краснодарском крае у главного поставщика прессы до 2017-го года было 400 киосков. Спустя год 80 из них закрылись по разным причинам.
- Часть мы сами закрыли, потому что нерентабельны стали. А остальные...где-то в схему дислокации муниципалитетов не включили. А потом, когда включили — это были уже крайне невыгодные для нашей торговли позиции. И мы, естесственно, совсем туда не встали уже. Зачем идти на заранее убыточное место? - продолжает Светлана Галкина. - В одном из населенных пунктов Геленджика совсем пришлось закрыть единственный киоск. Власти не продлили договор аренды. Знаете, сколько жалоб к нам поступает от жителей теперь оттуда?!
В апреле прошлого года в Правительстве страны было подписано распоряжение о мерах поддержки книготорговли и распространения печатных СМИ. Только на местах вместо того, чтобы развивать это направление, газетные киоски начали сравнивать с землей.
- У нас было два киоска в Хостинском районе Сочи, - рассказывает «Комсомолке» частный предприниматель Николай Москвин. У него на курорте было две точки по продаже газет и журналов. - Один снесли, другой - на пути к этому. На днях мы получили решение суда, по которому и он будет снесен. Кстати, вместе с нашим киоском собирались сровнять с землей еще и ларек с мороженым и собачьи кормом, но в итоге они остались, а нас убрали.
Однако в мэрии Сочи утверждают, что это случай чуть ли не единственный на курорте.
- За 2,5 года у нас не закрылся (практически!) ни один киоск с печатной продукцией, - пояснил «Комсомольской правде» начальник управления торговли Сочи Андрей Никончук. - Их в городе сейчас 57 объектов. Но и заявок о желании открыться и предоставить место под киоск с прессой никто не изъявлял.
Более того, в сочинской администрации заверяют, что «закрывают глаза» на то, что объем сопутствующих товаров (тех самых пластиковых кукол и магнитиков) превышает, порой, разрешенные 25 процентов помимо продажи газет и журналов.
- Мы понимаем, что копейку не сколотить на прессе, все сейчас ушли в интернет, - говорит Андрей Никончук. - А в Хостинском районе киоск находился на федеральной земле и решение о сносе было принято именно по этой причине. Что касается требований, которые предъявляются к внешнему виду объектов, торгующих печатной прессой, то они едины для всех.
- Мы же не можем сделать исключение для кого-то, разрешать на лавке, простите, торговать, - продолжает начальник управления сочинской торговли. - Так происходит и в Москве, и в Питере.
Современные павильоны с модными рольставнями пришли на смену привычным синим киоскам с газетами. Подстраиваться под общий европейский облик заставили всех.
Что же до столицы Кубани, то в Краснодаре с 2014 года из 92 осталось 63 киоска «Роспечати», предлагающих купить бумажную прессу. Но в мэрии связывают это исключительно с отсутствием экономической выгоды предприятия.
- Если бы нам предлагали места большой проходимости, думаю, ситуацию можно было бы изменить, - отвечает на это генеральный директор краснодарского филиала «Роспечати» Владислав Загребин.
Но тогда без особой программы поддержки представителей отрасли на местах не обойтись. Слишком лакомым является каждый метр земли на юге.
Евгения Острая
Источник: КП-Кубань