А если редакция затрагивает социально значимые темы, пишет о проблемах государственной важности, более того, после публикации подобных материалов ситуация в корне меняется, – то почему тогда такое издание должно оставаться один на один с вдруг возникшими проблемами?
У многих негламурных журналистов и хлеб бывает очень горьким, и сон коротким. Зачем же резать по живому?
Как только дело касается введения непопулярных мер, наши власти любят кивнуть на «дикий» Запад: у них, мол, так уже давно. А что там со СМИ и с журналистами, например, в европейских странах, решили выяснить в этой связи мы. Может, стоит нам поучиться у французов, шведов и финнов, как государство может поддерживать СМИ и журналистов?
«Сантимщики» задают тон
Французов за глаза часто называют «сантимщиками» за их природную скупость, или, если выразиться деликатнее, бережливость. Но официальный Париж в отношении к СМИ и журналистам давно заслужил добрые слова: во Франции прижилась система как прямого, так и косвенного субсидирования всей прессы. Но основные субсидии в первую очередь предоставляются газетам и журналам, которые ориентируются на массовую аудиторию.
Система государственных субсидий во Франции – одна из самых старых. Она была создана сразу после окончания Второй мировой войны.
Вот некоторые интересные цифры за прошлый год. Общая сумма прямого субсидирования СМИ составила более 260 млн евро против 256 млн евро в 2016 году. Эти субсидии в 2017 году распределялись так: печатной прессе – более 127 млн евро, в том числе доставка газет и журналов на дом – более 52 млн евро; поддержка региональных изданий с малым процентом рекламы – более 16 млн евро, а также затраты на модернизацию – более 58 млн евро. Отдельной строкой в этих тратах прописана финансовая поддержка национального агентства – Agence France-Presse (AFP) – более 132 млн евро. Из них на подписку ушло почти 22 млн евро. А на компенсации за темы служения общественным интересам было выделено более 110 млн евро.
Для газет предоставляют льготные почтовые тарифы. Для снижения тарифов La Poste (аналог Почты России) выделяет специальные средства. Стандартная ставка НДС во Франции составляет 20%, но газеты облагаются по пониженной ставке в 2,1%. Это распространяется на розничные продажи и подписку. Реклама также облагается по стандартной ставке. Раньше этот режим распространялся только на печатные издания, но с 2014 года Франция стала применять ставку НДС в 2,1% и к цифровым изданиям, к неудовольствию ЕС.
В 2009 году было принято постановление, обеспечивающее доступ к бесплатной подписке для молодёжи, причём на любое, даже самое дорогое издание! И ещё важным шагом для сохранения системы продаж стало разрешение для киосков печати заниматься не только выдачей заказов онлайн-магазинов, но и торговать сувенирами и табачными изделиями. Правительство и президент Франции постоянно поддерживают распространение французских печатных СМИ путём проведения рекламных кампаний через правительственные каналы. И ещё около 450 млн евро в год поступают из бюджета страны самим изданиям. Такие «зубры» французских СМИ, как Le Monde, Le Parisien, Le Figaro, Liberation, получают на свои нужды от 15 до 18 млн евро в год. Головокружительные цифры! Вот тебе и «сантимщики».
На родине Карлсона
Не отстаёт от Франции и Швеция. В этой стране разработана одна из наиболее совершенных моделей государственной поддержки прессы. Необходимость введения протекционистских мер по отношению к СМИ возникла из-за резкого сокращения количества ежедневных газет, случившегося несколько лет назад. Специальные парламентские комиссии пришли к выводу, что закрытие газет ограничивает возможности прессы выполнять свои демократические функции. Вот тогда были приняты законы, которые препятствовали концентрации собственности в сфере СМИ, стимулировали учреждение новых изданий и определяли условия предоставления субсидий. Результат не заставил себя ждать. Если с 1945 по 1968 год в Швеции закрылось 77 ежедневных газет, то с начала учреждения государственной поддержки о своём закрытии объявило лишь одно печатное издание.
Кстати, сегодня в Швеции издаётся более 140 ежедневных газет. Прямые субсидии «вторым» газетам, то есть изданиям, которые имеют второй по величине тираж, впервые были выплачены в 1971 году. Эти выплаты стали возможны после введения специального налога на рекламу. Но газеты, которым предоставляются прямые дотации, должны выдерживать ряд условий: направлять дотации на создание редакционных материалов, включать информацию общего содержания и выходить на шведском языке. И получать дотации могут только те газеты, которые выходят хотя бы один раз в неделю.
Стандартная ставка НДС в Швеции составляет 25%. Печатные газеты облагаются НДС по ставке 6%, а цифровые издания – по стандартной ставке. И Национальная газетная ассоциация Швеции призывает шведское правительство поддержать предложение Европейской комиссии по пересмотру директивы по НДС, чтобы государства – члены ЕС могли применять льготные (или нулевые) ставки НДС не только к печатным версиям газет, но и к цифровым. Это касается прямых субсидий. Правительственная комиссия предлагает увеличить объём предоставляемых прессе субсидий и существенно расширить количество изданий, которые претендуют на эти субсидии.
«Горячие» финские СМИ
Интересен и опыт Суоми. В Финляндии существует система прямого правительственного субсидирования для газет на шведском языке и языках других меньшинств, к примеру саамском или цыганском, а также новостных служб на шведском языке. Объём субсидий, предоставленных в 2017 году, составил более 500 тыс. евро.
Специальная помощь также предоставляется за медиа-инновации, но только новостным медиа. Это инициатива министерства транспорта и коммуникаций Финляндии. Распределением субсидий занимается Финское агентство финансирования технологий и инноваций (Tekes). На реализацию этой программы за последние два года было выделено более 20 млн евро.
Ставка НДС для подписки на газеты составляет 10% (до 2012 была 0%, в 2012 году – 9%, а с 2013 года – 10%). Розничные продажи периодики и цифровые издания облагаются по стандартной ставке НДС в 24%.
И ещё существует программа помощи как государственным, так и коммерческим изданиям. Государственная поддержка подписки на все газеты направляется тоже в форме субсидий. Она возмещает расходы на транспортировку и распространение. Если финансовая ситуация становится тяжёлой, газета перестаёт нести обязательства по уплате налога с оборота. И ещё издание может получить заём на выгодных условиях. В сумме дотации являются самыми большими на душу населения в ЕС: они составляют 130,6 евро в год. И ещё любопытная деталь: через подписку в Финляндии распространяется более 85% печатных СМИ.
А что у нас?
В 2017 году в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) поступило более 1100 заявок от печатных СМИ на получение государственной поддержки. Экспертный совет Роспечати одобрил 636 заявок, но соглашения о перечислении субсидий были заключены с 582 изданиями из 63 регионов на сумму 353 млн рублей. Если поделить эту сумму на всех просителей – капля в море, ничего не решающая.
Надежда Попова
Источник: Наша версия