Заемные агитки - вне закона о СМИ?!

Всякая попытка властей изменить закон о СМИ вызывает повышенный интерес прессы и простых граждан. Нет ли тут подвоха: желания ограничить свободу слова или ввести цензуру? Вот и в прошлую пятницу Госдума подавляющим большинством в первом чтении приняла поправку в закон о СМИ, которая выглядит как наступление на права прессы.



Попробуем разобраться, что же произошло.

На днях президент подписал закон о выборах, корректирующий порядок их проведения, прежде всего заставляющий кандидатов в депутаты примкнуть к политическим партиям. Так как этот закон взаимосвязан с иными российскими законами и кодексами, было решено и в них внести пакетные поправки. В их числе - изменения норм проведения агитации.

Наибольшее смятение наблюдателей вызвала поправка, после принятия которой "воспроизведение в средстве массовой информации в период... избирательной кампании... агитационного материала, распространенного в другом средстве массовой информации... не является основанием для освобождения журналиста, главного редактора, редакции, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, от ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах..."

Действующий закон о СМИ освобождает газету, перепечатавшую материал, от ответственности, в том числе и за нарушение избирательных прав граждан. Теперь исчезнет лазейка, позволяющая нечистоплотным редакторам, воспроизводя агитационные материалы из других СМИ, как правило, малозначительных или удаленных, уходить от ответственности.

Речь идет о тех агитационных материалах, по закону оплачиваемых исключительно из избирательных фондов кандидатов, на которые их конкурентам должно предоставляться право ответить. Например, московская газета "Х", поддерживая кандидата Y из Петербурга, не сможет просто взять и перепечатать из петербургской газеты "Z" его рекламный материал, а московский канал - взять и прокрутить его ролик с петербургского телевидения: им нужно будет соблюсти все процедуры избирательного права.

Препятствием на пути этого нововведения может стать только что прозвучавшее заявление отвечающего за информационную политику в Совете федерации Дмитрия Мезенцева: по его мнению, изменения в закон о СМИ вносить не стоит, нужно ждать его абсолютно новый вариант. Правда, о новом законе представители власти говорят с 2002 г., но текст проекта до сих пор не обнародован. Так что эта позиция выглядит весьма странной.

Будь поправка принята, проведение предвыборных кампаний в СМИ сделается хоть немного чище.

Сделаются ли СМИ свободнее? Вряд ли.

Андрей РИХТЕР, директор Института проблем информационного права

Источник: "Известия"