В нашей работе немало "карасизма" Это от словосочетания "карась-идеалист", - говорит генеральный директор агентства "Желдорпресс" Анатолий Гольдин Кто бывал на московских железнодорожны вокзалах (а кто не бывал?), кто ездил в Подмосковье на электричках (а кто не ездил?), тот наверняка обратил внимание на газетно-журнальные киоски агентства "Желдорпресс". Цилиндрические, с изящным куполом, с прозрачными стеллажами и метровыми витринами, сверкающие огнями вечером и ночью, они сильно отличаются от всех других торговых точек не только на железной дороге, но и во всей Москве, других городах. И, естественно, привлекают пассажиров, которые становятся активными покупателями. "Желдорпресс" - одна из крупнейших в стране фирм розничной продажи периодической печати. Не раз отмечалась дипломами за победу на конкурсах лучших торговых объектов по распространению печатной продукции. Наша беседа - с генеральным директором агентства "Желдорпресс" Анатолием Гольдиным.
- Анатолий Александрович, что такое сегодня агентство "Желдорпресс"?
- Это семьдесят киосков на всех московских вокзалах и на многих станциях Московской области, пять магазинов-мини-маркетов, магазины в некоторых поездах повышенной комфортности (Москва - Тула, Москва - Калуга и др.), это начавшаяся совсем недавно "легальная" продажа газет и журналов в "зеленых" электричках Павелецкого и Киевского направлений.
Мы продаем практически все газеты и журналы, которые у нас издаются - это около 450 наименований газет и примерно столько же журналов, ежемесячно в нашей торговой сети есть в продаже книги пяти тысяч наименований. Это действующее в нашем агентстве структурное подразделение "Желдорпресс-Информ", подготовившее публикации во многих СМИ, работающие на создание у общественности положительного имиджа Российских железных дорог. Это газета для пассажиров электропоездов - "Электричка", которую мы только-только начали выпускать и которая очень хорошо продается. И это - 450 работающих. Надо сказать, люди подобрались толковые, хорошие, преданные выбранному делу...
А начинали мы в 1992 году с торговли на нескольких столиках, которые вечером убирали, а рано утром снова раскладывали.
Может быть, мы не самое крупное предприятие отрасли. Наверняка - не самое эффективное. Но добились все-таки немалого, постоянно развиваемся. И в профессиональном сообществе - мы это сознаем - занимаем передовые позиции.
- Куда же дальше идти? - С завистью я увидел, что во Франции на вокзале Сен-Лазар прессой торговали 17 (!) киосков и магазинов. Мы понимаем также, что наши магазины-мини-маркеты - это действительно "мини". К сожалению, формат наших сегодняшних вокзалов не позволяет выделять большие площади, и мы не можем заменить киоски на магазины. Площадь магазина на Киевском вокзале, например, всего 14 квадратных метров, а для нормальной работы надо бы 20-25...
Я вообще-то не люблю говорить о перспективах, о планах - не все задуманное удается осуществить, не все начинания оказываются эффективными... Но вот сегодня мы работаем в Москве и Московской области, но могли бы участвовать в конкурсах и работать по сети железных дорог...
- Какие же у вас отношения, связи с железной дорогой?
- Если говорить обо мне лично, то я работаю на железной дороге с 1977 года, люблю эту отрасль, с огромным уважением отношусь к людям здесь работающим: днем и ночью, в будни и праздники, в зной и холод они выходят на работу и работать стараются как часы. А "Желдорпресс" ситает себя интегированной структурой ОАО "Российские железные дороги".
- Это вы так считаете. А на самом деле?
- Правильно, считать себя можно хоть Папой Римским... Но мы стараемся все время, всей своей деятельностью подтверждать свою интегрированность. И, кажется, добились, что все так считают.
Если подумать, то торговля прессой - одна из самых востребованных услуг для пассажира. Ему нужно купить билет, сдать багаж, перекусить или что-то в дорогу купить и приобрести газету, журнал или книгу - почитать в поезде. Вряд ли кто побежит на вокзале, к примеру, в ювелирный магазин за обручальными кольцами...
Работают наши киоски круглосуточно. Мы стараемся торговать в режиме работы вокзалов. Во-вторых, учитывая, что 70 процентов это пассажиры плацкартных вагонов - то есть люди не очень состоятельные, что пассажиры электричек тоже не самые богатые люди, мы стараемся держать очень низкие цены. Цены, которые все-таки позволяют нам выживать, но не наживаться. Понимаем, что лишние 5-10 рублей для человека могут оказаться критичными и он пойдет не к нам, а к конкуренту. А конкуренты - вот они, рядом. Это ручники, которые не платят налогов и держат низкую цену. Это стоящие неподалеку автолавки "Метрополитеновца". Вообще, как сказал один мой знакомый итальянец, выпускающий книжные киоски: "В России газетами не торгует только ленивый". В поезде Москва - Домодедово любой наш журнал, любая газета стоят на 50-60 процентов дешевле, чем в аэропорту. Зато, при невысокой розничной цене, мы сильно выигрываем на товарообороте. Например, газеты "Семь дней" за два рабочих дня мы продаем больше 30 тысяч экземпляров. Ни одна распространительская сеть в Москве столько не продает.
Наша интегрированность подтверждается и такой политикой: газета должна быть и там, где, казалось бы, продавать ее невыгодно. Мы стараемся, чтобы, скажем, в поездах межобластного сообщения Москва - Тула, Москва - Рязань и других был продавец агентства "Желдорпресс". Наши магазины оборудованы непосредственно в поездах, эти магазины скорее точки снабжения, точки подбора ассортимента. Продавцы - в фирменных костюмах, итальянских рубашках, в очень приличной форме (стоимостью до 5-6 тысяч рублей). Причем после рабочей смены эта одежда чистится, гладится, и когда человек снова приходит на работу, он получает фирменную одежду как новенькую, в отличном состоянии. Недавно купили для этого бельгийский комплекс.
- Вы добивались права продавать газеты в "зеленых" электричках из тех же соображений интегрированности? - Это пытались сделать и другие предприятия, например "Московский железнодорожник", но быстро отказались от торговли в электричках - убыточно. Торговля самими газетами не выгодна. "Нелегал" берет еще всякие канцтовары. А у нас пока итоги неутешительны: за неделю средняя выручка - четыре тысячи рублей, десять человек за месяц продадут газет на 128 тысяч рублей. А на одну зарплату им необходимо тысяч 150 - за меньшие деньги таскать сумки, тележки, продавать газеты в поездах никто не соглашается. А сколько еще всяких расходов!
Есть люди, например председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин, которые считают, что на торговле в электричках можно заработать миллион долларов. Я этого миллиона пока не вижу - вижу только издержки.
Да и с подбором кадров проблемы. Приходят, пробуют поработать десятки - оставляем единицы. Не хватает людей, умеющих это дело делать. Еще больше не хватает тех, кто умеет говорить с покупателями, тех, про кого говорят, что они с хорошо подвешенным языком. А "хорошо подвешенный язык" - это плюс 20 процентов продаж (не только по нашему опыту).
Хочу сказать, что и торговля прессой в электропоездах повышенной комфортности, в том же "Москва - Тула", приносит за дорогу туда и обратно всего от 300 до 500 рублей. Сплошной для нас убыток. Спрашивают, зачем нам это нужно. Я считаю, что это наш долг перед железной дорогой. Мы понимаем, что налаженная торговля прессой в поездах - это плюс в повышении комфортности.
Так мы поддерживаем марку железной дороги, марку своей фирмы. Эта работа - во многом этакий "карасизм", от щедринского словосочетания "карась-идеалист". Но без него и во всей нашей работе не обойтись.
Опять-таки если вернуться к вопросу об интегрированности, то "Желдорпресс" стремится участвовать во всех акциях, устраиваемых ОАО РЖД. Работает "Желдор-Информ", стремимся, чтобы его корреспондент присутствовал на всех интересных событиях на железной дороге и чтобы потом это находило отражение на страницах газет, журналов и на сайте Желдорпресс-Информ.
К Дню Победы мы за неделю и за свой счет распространили 110 тысяч экземпляров специальной 64-страничной газеты "Магистраль Победы" - это был объединенный выпуск железнодорожных газет филиалов ОАО РЖД, посвященный 60-летию.
Вот еще такая акция - можно сказать, что это продвижение издания, а можно увидеть в этом еще одно подтверждение нашей интегрированности в РЖД. К вводу в строй скоростного экспресса Москва - Мытищи - Москва "Спутник" "Желдорпресс" и газета "Мир новостей" подготовили долгосрочную акцию "Выиграй транспортную карту на "Спутник". Теперь любой пассажир, купивший в экспрессе или киоске агентства газету "Мир новостей", становится участником розыгрыша транспортной карты. Каждую неделю разыгывается восемь карт (она стоит, между прочим, тысячу рублей) - популяризируются так и газета, и услуга РЖД. Разыграно больше 60 карт.
Раньше проводили акцию "Купи журнал GEO и выиграй поездку в интересный регион" в любом направлении по России. И на выставке "Пресса-2005" вручили победителю билет до Красноярска и обратно.
- Ваши киоски сразу привлекают внимание...
- Впервые наш фирменный круглый киоск появился в 1996 году на Казанском вокзале. Теперь вся сеть поддерживает этот стиль и дизайн. Весь ассортимент товаров просматривается как на ладони, а освещение такое, что нет никаких темных зон. Мы стараемся, чтобы наша торговая сеть соответствовала самым высоким стандартам по дизайну, по маркетингу. В киосках в пиковое время работают два, а то и три, как на Курском вокзале, продавца. Каждое утро покупатель видит на лайт-боксе увеличенную первую страницу, своего рода обложку, свежего номера "Комсомольской правды". На очереди - газета "Жизнь". Вообще мы тесно сотрудничаем с издателями при продвижении газет и журналов, предлагаем довольно широкий спектр услуг. У нас на хорошем уровне и выкладка в киосках, и работа с ассортиментом, и работа по продвижению газет и журналов. Установлены очень удобные поворотные книжные стойки. Мы первыми стали использовать телевидение - создали вынесенные дисплеи для информирования о продаваемых газетах и журналах, а теперь образовали специал
- Ваши торговые точки работают на франчайзинге?
- Нет. Эту очень эффективную систему мы могли использовать еще год назад. Теперь, мне кажется, нет. Опоздали. ОАО "Российские железные дороги" переходит к рыночным инструментам. Так что судьбу распространителей будет решать тендер. И мы не исключение.
Правда, есть и другая точка зрения. Президент Союза издателей и распространителей печатной продукции О.В. Никулина считает, что франчайзинг может быть использован и сейчас. Думаю, что при неизбежной перестройке торговли прессой на сети дорог франчайзинговая модель обязательно будет использована как наиболее эффективная. - Что ж, успеха вам в ваших начинаниях... И чтобы забота об эффективности и впредь сочеталась с "карасизмом".
Источник: Witrina.Ru